Возможность вернуть экс-главу по дизайну Стива Маттина обратно на АвтоВАЗ рассматривают российские чиновники, выяснил Autonews.ru. Предприятие ищет, кто может занять эту должность: источники говорят, что это будет сложно
Фото: Shutterstock Жесткий ответ ГИБДД: за «хитрые» ремни безопасности будет штраф LADA Granta 20 июня «Упрощенная» Granta. Первое живое знакомство с автомобилем Отечественный автопром 17 июня Когда и на какие российские машины пересаживали чиновников. Хроника Статьи 21 июня Когда закончится дефицит автомобилей: главные факты
Вернуть на АвтоВАЗ экс-директора по дизайну британца Стива Маттина рассчитывают российские чиновники и руководство компании, выяснил Autonews.ru. Эту информацию корреспонденту издания подтвердили два близких к АвтоВАЗу высокопоставленных источника. Один из них подчеркнул, что этот вопрос только обсуждается и пока говорить об успехе затеи рано.
Британец Стив Маттин занимал пост директора по дизайну Lada с 2011 до конца 2020 года: он стал автором нового ДНК автомобилей Lada и создателем современного модельного ряда марки. После Маттина должность досталась французу Жану-Филиппу Салару из Dacia, однако в мае 2022 года он ее покинул. После чего на предприятии назначили исполнявшего обязанности директора по дизайну. По словам еще одного источника Autonews.ru, нынешний менеджер направления занимает эту позицию номинально, а предприятие ищет нового главу по дизайну.
В ответ на соответствующий запрос Autonews.ru о возможном приглашении Маттина обратно в Россию в пресс-службе предприятия заявили, что сейчас там действительно работает только исполняющий обязанности главы по дизайну, а «о дальнейших перспективах говорить рано». Таким образом, напрямую в пресс-службе вопрос об обсуждении кандидатуры Маттина не опровергли.
При этом оба источника соглашаются: даже в тяжелых условиях с производством и локализацией моделей главный дизайнер предприятию необходим. По их словам, от разработки до выпуска новых моделей уходит около четырех лет, а российская команда дизайнеров пока работает самостоятельно.
Почему ушел Маттин
Уход Маттина в 2020 году стал неожиданным для АвтоВАЗа. Это произошло вскоре после вступления в должность нового генерального директора Renault Луки де Мео: АвтоВАЗ на тот момент был консолидированной дочерней компанией Renault Group. По данным Autonews.ru, де Мео пришлись не по вкусу Х-решения Маттина в дизайне. Тот продолжил работу на АвтоВАЗе в качестве советника экс-главы предприятия Николя Мора, но в итоге уехал из России на родину. Теперь, как рассказал Autonews.ru источник, близкий к дизайн-бюро предприятия, найти специалиста такого уровня в России будет крайне сложно.
«Сейчас без дизайна никуда. И для АвтоВАЗа эта задача актуальна даже в текущих условиях. Маттин — специалист огромного уровня. И для Lada в свое время стало большой удачей возможность его заполучить. Его предложил работавший в тот момент на АвтоВАЗе Энтони Грейд», — напомнил источник.
По его словам, модели Lada Vesta можно считать заслугой Маттина не только с точки зрения дизайна, но и техники.
«Маттин занимался не только внешностью автомобилей, но и компоновочными вопросами. Для выполнения таких задач нужно быть суперспециалистом. Например, он рассчитывал положение пассажиров, водителя в машине. Так, машину можно сделать повыше или пониже и поспортивнее. Стив всегда говорил, что машину нужно делать визуально притягательной. И в этом плане ему нравилась более низкая посадка. Он принимал участие в разработке этой российской платформы, старался, чтобы у Lada появилась элегантная база и формы, чтобы это уже были не «Жигули» с крышей с двумя углами», — поделился источник.
Неудачные показатели модели Lada Xray в России источник объяснил тем, что Маттин в случае с этой моделью занимался только ее внешностью. Ведь сам автомобиль представлял собой переделанный Renault Sandero.
Что успел создать на АвтоВАЗе преемник Маттина
За несколько месяцев работы на АвтоВАЗе Жан-Филипп Салар успел презентовать проект новой Niva: фотографии скрытого под камуфляжем автомобиля обошли весь российский интернет.
«Были и другие проекты, над которыми он работал, — рассказал источник. —Просто ее еще не было видно со стороны. Будущий дизайн шел на сближение с Dacia и Renault: ориентиры нам показали в проекте Renalution. Салар — тоже хороший специалист, но его подход значительно отличался от стиля Маттина. У него большой опыт работы в Dacia, свои дизайнерские приемы, рецепты, с которыми он работал. Но подход иной: ему дают платформу или компоновку, и он работает с готовым материалом. А Стив в свое время пришел в чистое поле и работал много с инженерами. За это время он установил отличный контакт с коллегами, а Жан-Филипп более закрытый, больше сидел в кабинете», — поделился источник.
По его словам, одна из задач Салара на Lada была сделать более практичные автомобили по дизайну.
«Подход Стива был в том, что ему совершенно неважно, какова цена у автомобиля. Он говорил, что ему неважно, это машина за €100 тыс. или за €10 тыс.: они обе должны быть с красивым дизайном. А подход Dacia — более простые машины. Новые модели этого бренда получились красивыми, но в них нет и намека на какие-то более необычные или более премиальные дизайнерские детали. И для Lada Жан-Филипп тоже хотел сделать более практичный дизайн. А у Стива более экспрессивный стиль», — рассказал источник.
Совместный дизайн с Renault: что теперь будет с разработками Маттина и Салара
Некоторые из моделей Lada должны были начать сближение по дизайну с автомобилями Renault. Однако теперь, по словам источника, воплощение этих идей под большим вопросом.
«В Renault были не против использования на Lada своих платформ. Но реализация такой возможности с точки зрения техники будет зависеть от поставщиков. Если же говорить про разработанный дизайн для будущих моделей, то теоретически его можно использовать и для новой компоновки. Но если на АвтоВАЗ придет новый человек на должность директора по дизайну, то он все равно захочет делать что-то свое. Ему будет неинтересно переделывать уже готовое. А еще дизайн устаревает: если затягивать с выпуском, он устареет еще сильнее», — поделился своими размышлениями о будущем дизайне Lada источник.
Также источник указал и на технические сложности при возможных попытках запустить новые дизайнерские решения.
«Штампы для внешних панелей делали в Корее. И найти их сейчас будет трудновато», — отметил источник.
Источник предположил, что, возможно, наработки Маттина все-таки выйдут в России, но только при договоренностях с Renault.
«Как я понимаю, Logan и Sandero технически могут собирать на АвтоВАЗе. Но тогда получается, что все эти модели будут находиться в одном сегменте. То есть будет внутренняя конкуренция между моделями. Что будет с Duster, тоже пока непонятно: чтобы перевезти производство из Москвы в Тольятти, нужно минимум год», — считает источник.
При этом он указал, что работа над дизайном должна идти постоянно.
«В целом новый автомобиль — это всегда долго. Стив пришел в 2011 году, в 2015 году только сделали Lada Vesta. Да и то потому, что Бу Андерссон (экс-глава АвтоВАЗа. — РБК) всех «палками лупил», чтобы сотрудники быстрее работали. Поэтому можно сказать, что результаты теперешних разработок мы увидим года через четыре. Фейслифт — тоже дело небыстрое. Это год-два», — отметил источник.
Кто может стать новым дизайнером Lada: в текущей команде кандидатур нет
Подыскать кандидатуру на пост директора по дизайну в текущей команде марки Lada вряд ли получится, считает источник Autonews.ru.
«Как близкий к созданию дизайна специалист, я сомневаюсь, что в текущей команде найдутся преемники. Коллектив за последние годы сильно не менялся. Теоретически можно было бы кого-то продвинуть. Но бренд Lada в мировых масштабах очень маленький. У нас и в Москве, и в Тольятти очень маленькая и молодая команда. А дизайн-директором должен быть человек с большим опытом, это должен быть специалист возрастом 40–50 лет, который имеет мировой опыт, разбирается в технологиях, дизайне, трендах», — поделился источник.
По его словам, молодые дизайнеры возрастом около 35 лет еще хотят рисовать, и ходить на совещания с маркетингом, инжинирингом и экономистами им неинтересно.
«Когда ты менеджер, ты руководишь, а не рисуешь. Ведь тот же Стив не рисовал, а руководил процессом. Поэтому я не уверен, что кто-то из команды уже дозрел до такой должности. При этом сейчас, на мой взгляд, в России нет людей с опытом такого уровня, как у Маттина. Если смотреть на русских дизайнеров, которые живут и работают за рубежом, с нужным опытом, они уже трудоустроены, у них есть семьи, и переезд для них задача непростая. Есть те, кто вернулся, но это всего пара человек, а остальные уехали недавно и вовсю заняты в своих проектах», — оценил ситуацию с дизайнерами в России источник.
Также источник указал на определенную ловушку, в которую может попасть каждый новый руководитель.
«Когда я общался с инженерами АвтоВАЗа, мы пришли к такому мнению: так как в России и у того же АвтоВАЗа раньше выходило мало новых автомобилей, каждый раз новый руководитель начинал с нуля делать лучшую машину в мире. Это сложный и нелогичный подход. Потом к АвтоВАЗу присоединилась Renault, привнесла международный опыт и структурированный подход, ориентированный на потребителей. А если на предприятие опять придет специалист без международного опыта, то он может начать делать «лучшую машину в мире», — опасается источник.
Потенциальный возврат Маттина на АвтоВАЗ пока слишком труден
При получении приглашения вернуться на АвтоВАЗ Стив Маттин его обязательно бы принял, считает источник Autonews.ru.
«Если бы Стив вернулся, это стало бы победой и для него, и для Lada. Он идеально вписывался в свою должность в России и радел за Lada. У него были простые и хорошие взаимоотношения с командой. Даже на разных презентациях в Тольятти они вместе вешали плакаты. Если бы ситуация стала попроще, я уверен, что он захотел бы вернуться. Ему нравится Россия, люди, Москва, Тольятти», — считает источник.
Одной из основных проблем источник на АвтоВАЗе считает возможность трудоустройства и оплаты работы Маттина в России.
«Встает много житейских вопросов. Например, как ему переводить зарплату. Вряд ли ему нужны рубли, и вряд ли он собирается проводить в России свою дальнейшую пенсию. Переводить зарплату в иностранные банки сейчас невозможно, — обратил внимание источник. — С другой стороны, ему сейчас 57 лет. У него есть последний шанс проработать еще 5–10 лет главным дизайнером в каком-либо крупном бренде. И решение о выборе места будет непростым. Ведь Стив хочет делать только то, что ему нравится: ему нужна высокая степень свободы в работе».