Укрепление рубля, дисконт на нефть и снижение спроса — как новые факторы могут повлиять на стоимость бензина
Фото: ALEXEY BYCHKOV / Global Look Press Все об ОСАГО 2022: правила, нюансы, лайфхаки и подводные камни Закон и ПДД 25 марта За что в России будут конфисковывать автомобили: все нюансы Такси 25 марта «Так денег не заработаешь»: что будет с такси в 2022 году Рынок 24 марта От 1 млн рублей: обзор самых дешевых машин России
В начале марта 2022 наблюдалось небольшое повышение цен на топливо на АЗС. Рост более чем на 3,5 руб. средней цены за литр 95-го бензина был зафиксирован в Москве по сравнению с весной прошлого года. По данным Московской топливной ассоциации (МТА) на 15 марта, средняя цена Аи-92 составила в столице 47,86 руб. за литр, Аи-95 стоил 53,04 руб., а литр дизельного топлива — 54,27 руб.
Теперь же (по состоянию на 5 апреля 2022 года) средняя цена за литр 92-го составляет 53,04 руб., 95-го бензина – 47,83 руб., а дизеля – 54,15 руб. То есть за прошедшие три недели роста цен на топлива не зафиксировано.
Оптовые цены начали расти
При этом биржевые цены на нефтепродукты, которые снижались с конца февраля, во второй половине марта на фоне неопределенной геополитической ситуации вновь вернулись к росту. Но по заявлениям экспертов конечные цены на бензин на заправках в России напрямую от стоимости нефти не зависят: доля налогов и акциза составляет более 75%.
Ранее в интервью Autonews.ru главный аналитик ГК Алор Алексей Антонов заявлял, что в современной истории России было только два коротких периода снижения цен на бензин: с сентября 2008 года до июня 2009 года и с августа 2009 года до января 2010 года. Но связаны они были скорее с колебаниями курса рубля, чем с ценой топлива.
«Цена на бензин всегда растет, в кризисные времена она также растет, потому что абсолютно все участники производственной и торговой цепочек добавляют к цене некую, по их мнению, справедливую плату за возросшие риски. А для синхронного повышения цен производителям даже не обязательно вступать в сговор: они просто поступают с ценой так же, как ближайший конкурент», — рассказывал Антонов.
Однако в нынешней ситуации, когда мировые цены на нефть растут, искать прямой корреляции со стоимостью бензина и дизеля на АЗС не стоит. Дело в том, что параллельно с повышением стоимости нефти на мировом рынке снижается и спрос на сорт российского Urals, который из-за низкой востребованности теперь торгуется с большим дисконтом.
По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева этот фактор практически нивелирует для отечественных производителей рост стоимости нефти на мировом рынке. Наполнение внутреннего рынка из-за сокращения экспорта и снижение стоимости российской нефти для иностранных покупателей — главные факторы, которые могут оказать влияние и привести к снижению стоимости бензина и дизеля в стране.
Что будет с ценами
По словам руководителя аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова, сейчас сложно прогнозировать сохранение цен на текущем уровне, не то что их снижение.
«Ситуация непростая. Так что давать какие-то прогнозы сейчас крайне сложно. Потому что на конечную стоимость бензина действует два важных фактора. Во-первых, пока неясно какие изменения нас ожидают в налоговом кодексе, как поправки будут внесены и как будет меняться НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых, прим. ред.). Изменения по части в НДПИ в налоговом кодексе наверняка будут. Во-вторых, влияние на цену будет оказывать переизбыток нефтепродуктов на нашем внутреннем рынке», – рассказал Григорий Баженов.
По словам эксперта «российская нефть становится очень токсичным товаром и многие страны отказываются ее покупать», а некоторые транспортные компании даже перевозить.
Баженов также отмечает, что этот поток нефти, скорее всего, будет направлен на внутренний рынок, который может стать фактором изменения цены из-за появления более конкурентоспособных предложений со стороны некоторых нефтеперерабатывающих предприятий.
«Так что, учитывая оба этих фактора, никаких долгосрочных и даже краткосрочных прогнозов о стоимости топлива я пока сделать не могу, все меняется каждый день. Могу только предположить, что цены на топливо могут играть как дефляционный инструмент. Сдерживание цен может стать способом сдерживания инфляции», — подытоживает Павел Баженов.
Схожего мнения придерживается и ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков. По его словам, в ближайшее время бензин если и будет дорожать, то только в пределах инфляции.
- Почему каршеринг и подписка на автомобили будут дорожать.
- ЭРА-ГЛОНАСС останется обязательной.
- Спасут ли российский автопром.