Автономным вагонотолкателем именуется единица специализированного железнодорожного подвижного состава, разработанная для рельсовой колеи шириной 1520 мм и предназначающаяся для своего использования в пределах железнодорожных путей необщего пользования, то есть на внутренних территориях различных организаций. С его помощью удается осуществлять передвижение как грузовых вагонов, так и пассажирских, при условии нахождения их массы в диапазоне 10…30 т.
Применять такой вид техники можно для организации движения вагонов на железнодорожном ходу вдоль фронтов погрузки-выгрузки, размещаемых у тупикового рельсового пути, причем как в виде непрерывной подачи (всех вагонов разом), так и отдельными вагонами. Подобным способом можно выполнять и движение вагонов в сторону вагоноопрокидывателя или к размораживающему устройству.
Вагонотолкатель состоит из платформы на железнодорожном ходу, оборудованной автосцепкой с обеих сторон, размещенной на двухосных тележках и силового привода, размещенного в пределах платформы. Привод включает в себя электродвигатель (асинхронный трехфазный), взаимодействующий с ведущим редуктором. Присутствует карданная передача и электрогидравлический тормоз, размещенный на валу быстрого хода.
Толкатель обладает кузовом, в котором размещены балластные отсеки и машинное отделение. Присутствует в его составе и распределительная станция по управлению, троллейная система подвода питания электрической энергией (переменным типом тока 380 В, с тремя фазами, частотой 50 Гц), путевые блокировочные выключатели, «лыжи», путеочистители, звуковая и световая сигнализация и прочие устройства.
Современная разновидность спецтехники представляет собой улучшенную модель созданного ранее вагонотолкателя, которая в значительной степени была доработана в плане повышения безопасных условий эксплуатации. Достигнуто это было снижением длины тормозного пути (за счет дополнительного оснащения двумя видами тормозов, электропневматическим и реостатным, и блоком подачи песчаной смеси) и обеспечением оперативного отклика техники при выходе ее за границы рабочей зоны, а также при установлении нахождения на рельсовых путях посторонних предметов (за счет бесконтактных сенсоров).
Управление техникой осуществляется на расстоянии: при помощи пульта дистанционного управления (по каналу Wi-Fi).