Мы съездили в Санкт-Петербург, чтобы оценить запасы новых автомобилей на заводских складах и в логистических терминалах. Спойлер: все очень плохо
Фото: Autonews.ru Шесть самых доступных и популярных седанов. Реальные цены у автодилеров Важные изменения для водителей 4 июля «Витрина данных», электронные права и СТС: что скоро внедрит ГИБДД Китай 6 июля Китайские бренды, которые появятся в России. Список и подробности Конспекты 5 июля Предписывающие знаки: что это, какие бывают, как действуют
Наш прошлый фоторепортаж с огромных складов-парковок наделал немало шума: кадры с тысячами новеньких автомобилей, ждущих отгрузки дилерам и клиентам, вышли впечатляющими. Однако уже тогда мы говорили, что дефицит машин в России это никак не опровергает. Ведь 30–40 тыс. экземпляров, найденных в Подмосковье, — это запас на месяц-полтора даже в условиях рухнувшего рынка. Конечно же, к этому прибавляются собственные дилерские резервы, а также остатки на автомобильных заводах и в логистических центрах других регионов… Или нет?
За очередными кусочками рыночного пазла мы отправились в Санкт-Петербург. Согласно данным агентства «Автостат», на Северную столицу приходится 7% объема всех автомобильных продаж в стране — это третий результат после Москвы (16,3%) и Московской области (8,8%). Показатель не огромный, но заметно больше, чем у других регионов: следом идут Краснодарский край и Татарстан с результатом 4,5 и 3,7% соответственно, а остальные субъекты РФ не дотягивают и до 3%.
Для подпитки дилеров здесь есть как минимум три больших терминала-накопителя общей емкостью более 20 тыс. автомобилей, если судить по спутниковым снимкам. К тому же именно в Питере стоят (точнее, простаивают) фабрики Hyundai-Kia, Toyota и Nissan: быть может, на их складах остались какие-то машины по аналогии с калужскими заводами Volkswagen и Peugeot-Citroen-Mitsubishi? Короткий ответ для самых нетерпеливых: все очень плохо, автомобилей нет. А теперь давайте оценим масштабы происходящего.
Завод Toyota
Фабрика в Шушарах была открыта в 2007 году и обеспечивала Россию главными бестселлерами Toyota — Camry и RAV4. Причем производственные мощности использовались почти на полную катушку: за 2021 год на нашем рынке было реализовано 38 тыс. кроссоверов и 32 тыс. седанов при максимальной мощности фабрики в 100 тыс. автомобилей ежегодно.
Результаты первого полугодия 2022-го куда печальнее: на счету «Тойоты» 7,5 тыс. RAV4 и менее 5 тыс. Camry, причем основная масса была продана в течение января-февраля — 5,7 и 3,5 тыс. соответственно. И «за душой» у японской компании, похоже, ничего нет: площадка готовой продукции оказалась абсолютно пустой.
Завод Nissan
Похожая ситуация и на заводе Nissan, который открылся в 2009 году. Его проектная мощность также составляет 100 тыс. автомобилей, хотя до этих показателей реальные объемы выпуска не дотягивали. Так, в 2021 году в России было продано 40 тыс. X-Trail и Qashqai местной сборки, а кроме них в Санкт-Петербурге собирали нишевые Nissan Murano — их в прошлом году сделали 2,5 тыс.
Впрочем, масштабы все равно внушительные. В январе 2021-го компания праздновала выпуск 450-тысячного автомобиля. Всего на предприятии занято около 2 тыс. человек, а инвестиции в площадку составили около $400 млн. Однако сейчас завод находится в летаргическом сне, а запасы автомобилей равны нулю.
Завод Hyundai и Kia
Буквально в двух километрах от Nissan расположена и фабрика концерна Hyundai — крайне важная как для России в целом, так и в разрезе нашего исследования. Корейцы потратили $1млрд (!), чтобы построить завод, уступающий по мощности только АвтоВАЗу: ежегодно здесь собирали более 200 тыс. автомобилей. Причем речь исключительно о бестселлерах: Hyundai Solaris и Creta, а также Kia Rio. В прошлом году их суммарные продажи составили 213 тыс. экземпляров.
Нынешний год корейцы тоже начали бодро, за январь—февраль продав почти 35 тыс. автомобилей всех трех моделей, но затем динамика катастрофически снизилась. В июне владельцев нашли лишь по тысяче с небольшим Kia Rio и Hyundai Creta, а «Солярисов» и вовсе было продано лишь 528 штук. Если суммировать показатели за первое полугодие 2022-го, то на продукцию российского завода Hyundai придется всего 51 тыс. экземпляров — и похоже, что нераспроданные запасы остались только на собственных складах дилеров.
Логопарк «Осиновая роща»
А вот и вышеупомянутый терминал, принимавший на себя часть нагрузки с завода Hyundai. Здесь необходимо оговориться, что корейский концерн этой территорией не владеет, а на архивных спутниковых снимках видно, как наполнение площадки регулярно меняется. Тем не менее Hyundai и Kia здесь присутствовали всегда и в изобилии, а теперь парковка как минимум на пару тысяч машин пустует.
Терминал «Северные ворота»
Еще один распределительный центр глубоко спрятан в лесах на границе Ленинградской области, а хороших архивных снимков его содержимого в интернете не найти. Однако по тем данным, которые все-таки есть, можно предположить, что отсюда по России разъезжались Kia Rio.
Терминал «Рольф-Петролеспорт»
Финальная точка нашего рейда — совместный терминал логистической компании ROLF-SCS и АО «Петролеспорт». Согласно данным с официального сайта, на гигантской парковке площадью 20 га могут размещаться до 10 тыс. автомобилей, а общая пропускная способность составляет 190 тыс. ежегодно. Вдумайтесь в эти цифры! А затем смотрите, как все выглядит прямо сейчас.
Выводы
Что-то подобное мы ожидали увидеть еще в мае, когда только начинали серию рейдов по заводам и терминалам. Ведь к тому моменту фабрики уже находились в простое, импортные поставки прекратились, а дилеры бессовестно накручивали ценники, ссылаясь на дефицит. Однако реальность оказалась иной: пустых парковок в Москве и Подмосковье мы так и не нашли.
Но понадобилось немного подождать и отъехать чуть-чуть подальше, чтобы увидеть дефицит во всем его великолепии. Новые автомобили в России действительно заканчиваются. Если их не осталось в накопителях даже такого крупного рынка, как Санкт-Петербург, — вероятно, не осталось нигде, кроме столичного региона. А там, как мы помним, месяц назад было всего 30–40 тыс. экземпляров.
Остальное — собственные запасы на складах дилеров, и эти резервы продавцы будут растягивать как могут. Новых поставок ждать неоткуда, а локальное производство легковушек сводится к «упрощенным» «Ладам» без подушек безопасности да кроссоверам Haval — и то, по словам представителей китайского бренда, темпы производства потихоньку снижаются из-за проблем с логистикой.
Теперь вы видели все своими глазами, а единственно верного ответа на вопрос «Что делать?» просто не существует. Покупать что-то из драгоценных остатков по завышенным ценам, обращаться к серым каналам импорта, подбирать что-то на вторичке или вовсе отказаться от приобретения машины — каждый решает сам. Достоверно известно только одно: пока не изменится геополитическая ситуация, на оживление российского автомобильного рынка всерьез рассчитывать не стоит.