Из-за дефицита новых машин, вызванного нехваткой электронных компонентов и чипов, дилеры добавляют к стоимости машин дополнительное оборудование или услуги. Иногда «допы» обходятся покупателям в сотни тысяч рублей
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
После покупки нового автомобиля в кредит, сотрудник автосалона добавил в общую сумму услуги эвакуатора, помощь на дорогах 24/7 или юридическую поддержку. Будущий автовладелец и глазом не успел моргнуть, а сумма его приобретения стремительно выросла до полумиллиона рублей. Знакомая история? Несомненно. Вот только, каким алгоритмом пользоваться, чтобы вернуть все на исходные позиции? Конечно, отказываться от навязанных услуг. А в случае, если автосалон не пойдет навстречу — обращаться в Роспотребнадзор, а затем подавать иск в суд.
Волгоград: контрольная закупка, или как обманывали «покупателя»
В Волгоградской области в Роспотребнадзор пришел мужчина, который пожаловался на то, что его права были нарушены при покупке автомобиля. Он рассказал, что в местном автосалоне ему «навязали» сразу несколько договоров на оказание услуг — от карты «Помощь на дороге» до совершенно ненужных информационных «пакетов». Подтвердить факт нарушения в ведомстве решили не только опираясь на заявление гражданина, но и с помощью контрольной закупки. Сотрудники, «закамуфлировавшись» под покупателей, отправились в проблемный салон за новой «Ладой Вестой» — такой же, какую вместе с «допами» купил обозленный клиент.
После изучения машины и условий ее продажи, инспектор-«покупатель» согласился на сделку. И тут началось самое интересное: сначала «клиенту» настырно предлагали оплатить автомобиль в кассе до подписания договора купли-продажи. Ссылались при этом на длительность подготовки бумаг. Договор в такой схеме подписывается после оплаты: специально, для того, чтобы потребитель не смог отказаться от навязанных допуслуг.
5 часов «уговоров» и покупка с набором «допов»
Далее, раскрывают для Autonews.ru схему сделки в Роспотребнадзоре, вместе с договором купли-продажи машины клиенту (в нашем случае это конкретный инспектор) дилеры «подкладывают» для подписи сублицензионный договор. А в нем — новые сюрпризы: всего за 20 тыс. рублей новоиспеченному обладателю «Весты» предлагается получить права на пользование «программой для ЭВМ», а к ней — обязательно «прикупить» дополнительное оборудование (иначе работать не будет). На стадии выбора машины о нем не шло и речи.
Отказаться от заключения сублицензионного договора и приобрести автомобиль нельзя — такой ответ «закупщик» получает от продавца.
«Сделка» с подставным покупателем в автосалоне Волгограда продолжалась пять часов. За это время инспектора-«покупателя» переводили из одного кабинета в другой, уговаривая на внесение денежных средств в кассу до подписания договора купли-продажи.
Как рассказали Autonews.ru в «Роспотребназдоре», эта история для волгоградского автодилера завершилась возбужденным делом об административном правонарушении: «Все действия представителей ООО «…», подтверждающие навязывание потребителю дополнительных услуг, а также обусловливание приобретения одного товара обязательным приобретением другой услуги были зафиксированы. В настоящее время начата процедура привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях».
Случай два: как клиенту «продавали» продленную гарантию
Еще один реальный случай обращения в Роспотребнадзор, в том же городе — Волгограде, но уже в другом автосалоне. На этот раз клиента, теперь уже реального, вынудили поставить подпись в договоре на покупку машины на оказание дополнительных услуг — продленной гарантии. Стоимость «чека» — 35 тыс. руб. Как прокомментировали Autonews.ru в Роспотребнадзоре, отказаться от навязанных опций клиент в данном случае не смог — иначе бы покупка выбранной машины просто не состоялась, а из салона волоградцу очень хотелось уйти с ключами. Сотрудники ведомства, не называя названия фирмы, уверили, что скоро и там пройдет контрольная закупка. Если информация о нарушении подтвердится, меры административного воздействия и, как следствие, крупный штраф не заставят себя долго ждать.
Вывод: у клиента, в случае, если договор уже подписан, есть два выхода — или идти за максимальной оглаской в медиа-пространство, но лучше — обратиться в роспотребнадзор и нанять толкового юриста и бороться в правовом поле. Есть только одно «но»: если дело дойдет до суда, часто финансовые потери от оплаты юридических услуг будут больше, чем разница в цене.