Уход и заморозка популярных брендов, появление новых марок, повышение цен, дефицит и параллельный импорт: еще год назад такие события трудно было представить. Как изменился российский автопром с 24 февраля 2022 года
Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва» Цены на иномарки установили рекорд: что будет с ценами в 2023 году Дилеры 17 ноября 2022 «Вы что, какая гарантия?!» Как дилеры теперь продают новые автомобили Kaiyi 31 января В России появилась новая автомобильная марка. Она заменит Kia и Skoda Внедорожники 14 ноября 2022 7 новых внедорожников, которые появились у дилеров России: список и цены
События 24 февраля 2022 года навсегда изменили российский автором. После начала военной операции на Украине многие иностранные автомобильные бренды ушли из страны, а оставшиеся пытаются избавиться от активов. Сами машины значительно подорожали, а обслуживать их стало в разы дороже и сложнее. Autonews.ru выбрал самые значимые последствия для российской автопромышленности за прошедший год.
Уход автобрендов и закрытие заводов
Одним из первых последствий для российского автопрома стала приостановка производства. На несколько месяцев все иностранные фирмы замерли в ожидании, что ситуация изменится. Но постепенно заводы начали закрываться один за другим. Одним из первых с рынка ушел бренд Renault: российские активы группы Renault перешли в государственную собственность.
Доля компании в АвтоВАЗе перешла ФГУП «НАМИ», а завод «Рено Россия» получила Москва. 100% акций ЗАО «Рено Россия» получило правительство столицы, а 67,69% акций автоконцерна АвтоВАЗ перешли в собственность ФГУП «НАМИ». На мощностях Renault был открыт российский завод «Москвич». Обслуживание автомобилей Renault возложили на АвтоВАЗ.
Далее от производства в России отказалась Toyota, а премиальный суббренд концерна, Lexus, ушел из России. Затем свои активы государству передал Nissan. В 2023 году АвтоВАЗ стал полноправным владельцем бывшего завода Nissan Manufacturing Rus. В рамках сделки АвтоВАЗ приобрел долю 99% завода Nissan в Санкт-Петербурге за €1. Однако за японской компанией остается право обратного выкупа активов в течение следующих шести лет в случае одобрения со стороны правительства России. На заводе планируют собирать Lada и ребрендинговые модели из дружественных стран.
В конце октября Mercedes-Benz также заявил об уходе — завод компании в России проработал три года, с 2019-го. Все активы российского отделения Mercedes-Benz планирует получить один из дилеров бренда, компания «Автодом», — это должно произойти до конца февраля 2023 года. Что новый владелец будет делать с мощностями, пока неизвестно.
Следом об уходе из России сообщил Ford: в России марка производила коммерческие фургоны и работала совместно с «Соллерс Авто», в числе партнеров которой значатся Mazda и Isuzu. После этого японская Mazda заявила о прекращении производства в Росcии — у нас производили Mazda CX-9, кроссоверы Mazda CX-5 и седаны Mazda 6. В ноябре Россию покинул и бренд Infiniti.
При этом часть компаний остается в замороженном состоянии, например Kia и Hyundai: завод хранит полное молчание. Хотя из зарубежных СМИ приходят вести об обсуждении вариантов по уходу из России, решений никаких не принято. Схожая ситуация до недавнего времени была и с Volkswagen: завод в Калуге был остановлен, а рабочие получали 2/3 от оклада. Однако в феврале 2023 года в пресс-службе концерна Autonews.ru официально подтвердили, что рассматривают продажу активов «Фольксваген Груп Рус» третьей стороне.
По данным источников, Volkswagen намерен продать только долю в своем предприятии, то есть полностью от активов в России компания не откажется: бренд должен остаться одним из собственников. Как ожидается, новости о возможной сделке должны появиться уже к концу февраля.
Нарушение цепочек поставок, подорожание автомобилей и запчастей
Уход и заморозка работы иностранных автоконцернов в России привела к резкому росту цен на автомобили и дефициту — особенно в бюджетных и недорогих сегментах. Кроме автобрендов, Россию начали покидать и крупнейшие поставщики автодеталей, такие как Bosch. В итоге на несколько месяцев встало производство и на всех крупных отечественных автозаводах, включая АвтоВАЗ. Что привело еще к большему дефициту.
В итоге за 2022 год в России стоимость новых легковых автомобилей выросла на 24,33%, говорится в данных Росстата. Это стало рекордным показателем с 2002 года, когда начали вести подобную статистику. Более всего по итогам 2022 года подорожали новые автомобили иностранных брендов — как импортные, так и произведенные на территории России: сразу на 39,11%. При этом новые легковые машины отечественных марок, а это главным образом Lada и УАЗ, подорожали на 29,65%.
Что касается автозапчастей, то с марта 2022 года автомобильные запчасти подорожали в среднем на 27,7%. При этом редкие позиции от ушедших и замороженных брендов выросли в цене сразу на 50–60%
Появление новых российских брендов и заводов
Следующим важным трендом в российской автопромышленности стал тренд на создание собственных брендов и создание новых российских автопредприятий. Зачастую — с помощью неназываемых партнеров из восточных стран. Президент России Владимир Путин также распорядился принять меры по повышению доступности легковых автомобилей для россиян.
Уже 22 марта 2022 года было объявлено о создании отечественной марки Evolute. Инициаторами выступили Минпромторг, правительство Липецкой области и компания «Моторинвест», владеющая заводом в 50 км от Липецка.
Модельный ряд Evolute состоит из продукции различных марок китайских концернов Dongfeng и Sokon — как по отдельности, так и в рамках совместного предприятия DFSK. Однако под отечественным брендом.
В течение 2023 года модельная линейка отечественного бренда пополнится за счет нового кросс-купе i-Jet, минивэна i-Van и кроссовера с рабочим названием i-Sky. Компания намерена выпустить три новинки в первой половине текущего года. Релизы i-Jet и i-Van запланированы на апрель—май. Помимо этого, во второй половине года Evolute собирается выпустить еще два новых электрокара. Подробности о моделях производитель пока не разглашает. Таким образом, к концу 2023 года модельный ряд Evolute будет состоять из семи электромобилей.
Одним из первых новых российских брендов стал «Москвич». Предприятие открыли на мощностях бывшего завода Renault в Москве.
Там запустили крупноузловую сборку кроссоверов «Москвич 3» с бензиновым мотором и электромобилей «Москвич 3е». Пока модели представляют собой перелицованные версии китайских кроссоверов JAC. Задача на ближайшее время — наладить процессы мелкоузловой сборки с привлечением локальных поставщиков до конца 2023 года.
Следующим этапом будет создание собственной универсальной платформы для отечественного электромобиля, старт производства которого запланирован на конец 2025 года.
После того как Mazda отказалась от производства машин в России, отечественная компания «Соллерс» стала владельцем 100% мощностей бывшего совместного с Mazda предприятия на Владивостоке. Компания выкупила долю японского бренда за €1. После этого мощностях предприятия в 2022 году началась крупноузловая сборка легковых коммерческих автомобилей Sollers Argo и Sollers Atlant.
Автомобили призваны заменить фургоны Ford Transit, которые «Соллерс» выпускал на заводе в Татарстане до ухода Ford с российского рынка. Старт продаж начался в декабре прошлого года. Пока эти модели — также перелицованные версии грузовых машин от китайского JAC, но в дальнейшем также запланирована локализация.
Параллельный импорт автомобилей и запчастей
В 2022 году официальные поставки в Россию машин и автозапчастей из недружественных стран стали невозможны. В ответ на санкционные ограничения в России вновь разрешили параллельный импорт — это ввоз продукции брендов в обход их разрешения:
- Land Rover;
- Jaguar;
- Bentley;
- Hummer;
- Tesla;
- Mercedes-Benz;
- Maybach;
- Lexus;
- Infiniti;
- Lamborghini;
- Ferrari;
- Aston Martin;
- Porsche;
- Rolls-Royce;
- Maserati;
- Bugatti.
Плюс ко всему без разрешения правообладателя в Россию можно ввозить автомобили и запчасти брендов Toyota, Volkswagen, Skoda, BMW, Renault, Audi, MINI и Nissan.
При этом в правительстве оставили за собой право регулярно обновлять этот список.
Однако, как не раз указывали Autonews.ru представители автомобильного сообщества и автодилерских центров, такое разрешение лишь косвенно повлияло на рынок. Дело в том, что для ввоза автомобилей юрлицами до сих пор требуется получение множества сертификатов и других документов для оформления. Чтобы избежать этого процесса, как официальные дилеры, так и частные перевозчики в основном прибегают к схемам с оформлением машин на физлиц. А такая возможность существовала всегда. Ввозить машины таким образом стали, в частности, через ОАЭ, Казахстан, Белоруссию, Армению и другие дружественные страны.
При этом, как указали автомобильные автодилеры и участники рынка, параллельный импорт хоть и помог решить проблемы с дефицитом запчастей, цены на них все равно выросли примерно в два раза и предпосылок для их снижения нет.
Что касается автомобилей, то такую схему дилеры и перевозчики предпочитают использовать для ввода машин более дорогих сегментов, из-за чего в России сложился дефицит доступных автомобилей ценой ниже 1–1,5 млн руб.
Выпуск упрощенных автомобилей
Еще одним новым понятием для автомобилистов стал выпуск так называемых упрощенных автомобилей в России.
Такое решение стало ответом на сложности с поставками необходимых автокомпонентов, из-за которых простаивали или же работали в неполную силу заводы АвтоВАЗа, ГАЗа, КАМАЗа, УАЗа и других автокомпаний.
Новые правила позволили:
- производить автомобили без антиблокировочной системы тормозов;
- производить автомобили без системы контроля устойчивости (ESP и пр.);
- устанавливать экологичные моторы класса ниже Евро-5;
- не устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС.
Сначала такая льгота должна была действовать до 1 февраля 2023 года, но затем ее продлили до 1 июня 2023 года.
Укрепление китайских брендов и появление новых моделей.
На фоне ухода европейских брендов свои позиции значительно укрепили китайские марки. Помимо официальных продаж от дилеров, поставки по параллельному импорту организовали и частные продавцы, и сами автосалоны. При этом официальные продажи китайской автомобильной техники в 2022 году выросли незначительно — до 123 572 автомобилей за год. Но из-за падения остального рынка их доля выросла почти в 2,5 раза — до 17,98%.
Наиболее наглядно рост популярности китайских машин виден в списке топ-25 самых продаваемых новых автомобилей от АЕБ. По итогам 2021 года там не было ни одной машины из КНР, а в 2022 году их в топ-25 оказалось уже четыре.
Отдельным трендом стало увеличение доли китайских машин в структуре продаж Москвы и Санкт-Петербурга. По данным «Автостата», в январе продажи новых автомобилей из КНР в этих городах достигли примерно 60%. Примечательно, что доминирующее положение на рынке позволило китайским брендам значительно поднять цены в России — некоторые модели подорожали сразу в полтора раза.
Как считают аналитики, пока предпосылок для снижения цен пока нет. При этом, по данным инсайдеров, некоторые марки, которые пока еще не наладили собственного производства в России, уже изучают эту возможность.
- «Все растет в цене». Как подорожали запчасти в 2022 году
- Цены на иномарки установили рекорд: что будет с ценами в 2023 году
- Volkswagen не уйдет из России полностью. Что будет с заводом