При какой погоде стоит менять шины на зимние, какие покрышки лучше подходят для города и магистралей, есть ли штраф за шины не по сезону и обязательно ли клеить на стекло знак «Шипы»
Фото: Anton Belitsky / Russian Look В Россию возвращаются машины из Ирана. Что нужно знать про Iran Khodro Дилеры 18 августа Дилеры пожаловались на покупателей: они требуют новые машины вместо б/у Рынок 22 августа Сколько сейчас стоят премиальные машины в России и какие реально купить Конспекты 18 августа Что такое коленвал и почему он может сломаться
Советы о том, когда автомобилистам стоит задуматься о смене летней резины на зимнюю, дали в метеорическом центре «Фобос». Там сообщили, что октябрь в Центральной России почти на 2 градуса Цельсия превышает климатическую норму, а осадков выпало 83% от всего месячного объема. Финальная неделя октября 2022 года станет, по прогнозу метеорологов, заключительной в сезоне автомобильной осени.
Как напомнили в центре «Фобос», главным критерием при смене летней резины на зимнюю является среднесуточная температура ― ее устойчивый переход ― на протяжении пяти дней ― через отметку +5 градусов Цельсия в сторону понижения.
«Хотя среднесуточная температура в отдельные дни и окажется чуть ниже +5 градусов Цельсия, но основные осадки, которые пройдут преимущественно во второй половине недели, по-прежнему ожидаются в виде дождей», ― предупредили метеорологи.
С наступлением ноября, который, по долгосрочным прогнозам, будет в среднем на 2 градуса Цельсия теплее положенного, с середины месяца появятся первые признаки приближения климатической зимы.
Вместе с ними последует высокая вероятность устойчивых ночных минусов, выпадения осадков в разной фазе и гололеда.
«Таким образом, у столичных автомобилистов еще есть в запасе почти пара недель, чтобы безопасно эксплуатировать летнюю резину. Более точные сроки будут представлены в начале ноября», ― сказали в центре «Фобоc».
В свою очередь в Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области посоветовали автомобилистам воздержаться от перехода на шипованную резину, несмотря на низкий средний показатель температуры в октябре. Как сообщили в пресс-службе Минтранса Подмосковья, шипы разрушают дорожное покрытие, увеличивают тормозной путь, а также пагубно отражаются на езде в дождливую погоду.
В этом материале:
Когда менять летнюю резину на зимнюю
Научный руководитель Гидрометцентра Вильфанд рекомендует менять резину тогда, когда среднесуточная температура опускается ниже нуля. По словам синоптика, это происходит, когда максимальная дневная температура не превышает пяти градусов Цельсия и держится на такой отметке не менее 5–7 дней. При такой погоде ночные температуры стабильно уходят в минус.
Однако шинники и автоэксперты рекомендуют ориентироваться на отметку 7 градусов Цельсия без привязки к ночным заморозкам. Дело не только в возможности образования гололеда, но и в свойствах резины. Ниже этой температуры летняя резина теряет эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, выше начинается усиленный износ более мягкой зимней резины.
Именно поэтому ждать стабильных заморозков не стоит: во-первых, ночью и утром велики риски появления гололеда и снега, а во-вторых, сейчас в мастерских пока еще нет длинных очередей.
Автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев при оценке наиболее подходящего времени для переобувки на зимнюю резину предупредил: важно учитывать множество факторов: регион, тип транспортного средства, формат эксплуатации, работа коммунальных служб в населенном пункте и многое другое.
«Cменить резину стоит до заморозков. Если ночная температура в регионе ниже нулевого значения – хороший ориентир для смены резины. При выборе зимних шин я бы остановился на шипах. Воздействие шипов на дорожное покрытие намного меньше, чем принято считать. Важно понимать, что это вопрос безопасности водителей, что не может идти ни в какое сравнение с тем, насколько сильно шипы портят дорожное покрытые», ― считает Бургазлиев.
В свою очередь автомобильный эксперт и специалист в области тюнинга Юрий Пархоменко считает, что зимой в России не стоит делать выбор в пользу универсальных шин.
«С точки зрения закона, они будут удовлетворять требованиям, но это небезопасно. Если есть возможность поставить хорошие шипованные шины – лучше выбрать их. Этот выбор связан с тем, что зимой в России погода непредсказуема. Зимы бывают малоснежные, а бывают морозные, с ледяными дождями. Любая «липучка» на голом льду поведет себя непредсказуемо», ― уверен эксперт.
По его мнению, если автомобиль эксплуатируется в регионе, где зимой лежит снег, лучше купить именно зимнюю резину.
«Любой метр тормозного пути очень важен. Зимой следует внимательно следить за стилем езды: без резких торможений и ускорений, с плавными вхождениями в повороты», ― заявил эксперт.
👉 Что выбрать: шипы или липучку? В ГИБДД дали водителям совет
Какие шины можно использовать зимой
Согласно Техрегламенту стран Таможенного союза, зимняя резина маркируется знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри, а также знаками М+S, M&S либо M S. От летних шин зимние отличаются более глубоким протектором с развитыми грунтозацепами и множеством ламелей, помогающих шине цепляться за лед.
Документ также устанавливает и степень предельно допустимого износа для зимней резины: глубина протектора не должна быть менее 4 мм, что соответствует требованиям большинства европейских стран. Кроме того, регламентируется степень ошиповки для шипованной резины: предельное число шипов на погонный метр протектора не должно превышать 60 штук, а большее число допускается лишь после проведения специальных испытаний, которые докажут незначительность влияния на износ дорожного покрытия.
Есть ли запрет на использование резины не по сезону
С 1 января 2015 г. Технический регламент стран Таможенного союза регламентирует использование сезонной резины. Требования документа предусматривают обязательное использование зимних шин с декабря по февраль включительно, а также вводят запрет на использование шипованных покрышек в летний период с июня по август. Причем эти границы каждый регион может корректировать самостоятельно.
Штраф за летнюю резину зимой
Однако наказания за неисполнение требований Техрегламента в России пока нет. Чиновники рассматривали ряд законопроектов, предусматривающих наказания в размере от 2 тыс. до 10 тыс. руб., но никаких изменений в КоАП РФ принято до сих пор не было. Теоретически использование неподходящей резины попадает в категорию прочих нарушений со штрафом в 500 руб., однако практики применения такого наказания за неправильные шины в России нет.
👉 Проверьте шины в машине. За них могут оштрафовать (кто в зоне риска)
Где использовать шиповки, а где «липучки»
Шипованные шины являются более шумными, особенно на твердом покрытии, но современные европейские «шиповки» с малым количеством шипов работают гораздо комфортнее. С другой стороны, лучшие образцы «липучек» по сцепным свойствам на льду уже приближаются к хорошим «шиповкам». Наконец, вопреки распространенному мнению, на сухом или мокром асфальте зимние шипованные покрышки работают ничуть не хуже, чем нешипованные, а мнение о том, что железные шипы скользят по асфальту, не более чем миф.
В регионах с холодной и снежной зимой, где дороги часто покрываются льдом, лучше остановиться на шипованной резине. Тем, кому придется в основном ездить по накатанному снегу и мокрому асфальту, стоит отдать предпочтение «липучкам». В центральных регионах страны можно ориентироваться по такому правилу: в мегаполисах, где дороги обрабатывают реагентами, можно использовать нешипованные «липучки», на загородных трассах предпочтительнее шиповки.
Нужен ли знак «Шипы»
Формально требование о наличии знака «Шипы» действовало всегда, но штрафа не существовало. В 2017 г. штраф был введен, а автомобилисты столкнулись с дефицитом наклеек в магазинах и придирками со стороны сотрудников ГИБДД. Однако уже тогда стало ясно: требование об использовании знака не соответствует реалиям времени и должно быть отменено. Представители МВД обещали не наказывать автовладельцев, но на практике 500-рублевые штрафы все-таки выписывались.
👉 ГИБДД выступила против возвращения знака «Шипы» для автомобилей
В результате, Дмитрий Медведев, который тогда занимал пост премьер-министр России, по инициативе ГИБДД внес поправки в ПДД, отменяющие обязанность водителей наклеивать знак «Шины» на автомобили с зимними шипованными шинами. Сегодня знак не требуется, а его установка носит исключительно рекомендательный характер.
Куда нельзя ездить на шипах
В России и странах СНГ нет запретов на использование шипованных шин, а проблемы могут возникнуть у тех, кто захочет выехать на своей машине в Европу. Шиповки категорически запрещены в Болгарии, Боснии и Герцеговине, Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Македонии, Нидерландах, Польше, Португалии, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Черногории и Чехии.
Вместо шипов во всех этих странах, кроме Ирландии и Нидерландов, нужно использовать цепи противоскольжения, но только при определенных дорожных условиях и с ограничением максимальной скорости — как правило, не более 50 км в час.
Стоит ли брать Run Flat
Технология Run Flat предполагает возможность использования шины даже при проколе. Такие шины отличаются усиленными боковинами, способными выдерживать нагрузку при потере давления в колесе. На проколотых шинах с технологией Run Flat можно проехать около сотни километров со скоростью до 80 км в час. Кроме того, они позволяют избавиться от запаски в багажнике. Такие шины стоят гораздо дороже и обычно ими оснащаются премиальные автомобили.
Непрокалываемые шины есть в гамме многих производителей, но сама технология может называться по-разному: Run-Flat, RunOnFlat или SSR (Self-Supporting Runflat). Шины Run Flat плохо поддаются ремонту и требуют особой квалификации от механика. А в большинстве случаев после серьезного прокола оказываются вовсе неремонтопригодными и требуют замены.
👉 В России предложили ужесточить правила использования шипованной резины
Стоит ли бояться шин российского производства
Большая часть продаваемых в России шин иностранных марок локализованы и давно выпускаются на местных заводах. Исключение составляют покрышки редких размерностей или только появившиеся на мировом рынке. Шинные предприятия — это всегда полноценные заводы, оснащенные по всем фирменным стандартам и со столь же строгим контролем качества. Более того, шины российского производства часто идут на экспорт, поскольку производство в России обходится дешевле. В случае импортируемых шин производители, как правило, сдерживают цены, чтобы сохранить паритет с шинами местного производства.