Домой Авто Кроссоверы для России не пустят через Белоруссию. Виноваты новые санкции

Кроссоверы для России не пустят через Белоруссию. Виноваты новые санкции

201
0

Параллельный импорт машин с клиренсом от 165 мм через Белоруссию оказался закрыт

Новые санкции ЕС в отношении Белоруссии, распространяющиеся на легковые машины с клиренсом 165 мм и более, подтвердились. Редакция Autonews.ru разобралась в ограничениях


            Кроссоверы для России не пустят через Белоруссию. Виноваты новые санкции

Фото: Autonews.ru

С 1 июля 2024 года в отношении Белоруссии начали действовать ограничения со стороны ЕС, призванные предотвратить обход санкций, ранее введенных против России. В частности, новый пакет призван закрыть лазейку, позволяющую юрлицам экспортировать санкционные машины через Белоруссию. Важные подробности об ограничениях раскрылись не сразу.

В начале июля в Сети начали появляться сообщения о запрете поставок в Белоруссию машин с дорожным просветом (клиренсом) 165 мм и более, то есть как минимум всех кроссоверов, однако в тексте опубликованного на официальном сайте Евросоюза «Регламента Совета ЕС об ограничительных мерах в связи с ситуацией в Белоруссии» от 29 июня информации о таких ограничениях не содержалось. Редакция Autonews.ru выяснила, что на самом деле произошло и действительно ли введен запрет.

С чего все началось

Первыми на важные ограничения, касающиеся импорта машин, обратили внимание блогеры и белорусские СМИ. По их утверждениям, к ранее действовавшему запрету на поставки в республику машин с моторами объемом более 1,9 л и гибридов добавились запрет на ввоз машин стоимостью 50 тыс. евро, мотоциклов стоимостью 5 тыс. евро, а главное — автомобилей с дорожным просветом 165 мм и более, то есть самой популярной категории транспорта, кроссоверов.

Жалобы на запрет ввоза в Белоруссию машин с клиренсом 165 мм и более стали поступать и от участников автобизнеса. Собеседники издания auto.onliner.by подтвердили, что часть автомобилей рискует «зависнуть» в порту Клайпеды. Издание abw.by обратило внимание на публикацию компании WestMotors: в ее ролике запечатлены кадры, на которых сотрудники таможни немецкого города Бонн замеряют клиренс автомобиля BMW X5, предназначенного для Белоруссии.

«Сегодня человек хотел сделать экспорт на вывоз в Беларусь из Германии гибридного BMW X5 3,0. Немецкие таможенники замеряли клиренс, ссылалась на регламент, вступивший в силу 1 июля 2024 года. Клиренс составил 220 мм (более 165 мм)», — говорится в комментарии к видео.

Чем это грозит для России

После введения Евросоюзом санкций в отношении России Белоруссия стала одним из важнейших каналов поставок в Россию автомобилей по параллельному импорту. Именно через нее продолжали ввозиться машины как европейского, так и китайского производства. Правилами ЕС разрешалась, в частности, поставка в республику машин высшего класса: автомобили поступали в страну преимущественно из Польши и Германии. Кроме того, импортеры прибегали к схеме с перегонщиками-льготниками, что позволяло им экономить на таможенных платежах до 50%. Львиная доля ввозимых в Белоруссию машин впоследствии переправлялась в Россию.


            Кроссоверы для России не пустят через Белоруссию. Виноваты новые санкции

Для сравнения, поставки в Россию люксовых машин дороже €50 тыс. попали под европейские санкции еще в 2022 году, а запрет на экспорт в страну всех новых и подержанных автомобилей с двигателем объемом более 1,9 л, электромобилей и гибридов (независимо от цены) начал действовать в июне 2023 года.

Ограничения по клиренсу: правда или фейк

Чтобы разобраться в вопросе, Autonews.ru направил запрос в Минпромторг России. В ведомстве не стали комментировать возможность прекращения параллельного импорта кроссоверов через Белоруссию, посоветовав обратиться в ответственные органы республики.

Замглавы комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов, изучив опубликованный на сайте ЕС регламент, не обнаружил в нем никаких свидетельств прямого запрета на поставки в Белоруссию машин с дорожным просветом 165 мм и более. Эксперт лишь отметил, что в пункте 16 содержится запрет на транзит через территорию Белоруссии транспорта, указанного в Приложении XIVa. Самого приложения с таким названием на сайте ЕС обнаружить поначалу не удалось.

«Можно с уверенностью утверждать лишь то, что старый регламент Regulation (EC) No 765/2006 дополняется в Статье 1 COUNCIL REGULATION (EU) 2024/1865 от 29 июня 2024 года указанием в пункте 16 на то, что в Статью 1s Regulation (EC) No 765/2006 делается вставка параграфа 1а следующего содержания: «Транзит через территорию Белоруссии экспортируемой из Союза техники, указанной в Приложении XIVа, запрещается». Это единственное упоминание Приложения XIVа в тексте документа», — заключил эксперт.

Позже Autonews.ru нашел это приложение в расширенной версии регламента на сайте ЕС, она была опубликована 30 июня. В нем клиренс и ряд других параметров действительно прописаны: со страницы 195 идет Приложение XIVа, а на странице 226 упоминается дорожный просвет.

Запрещен транзит, а не полный ввоз

Изучив расширенный регламент, Анатолий Семенов указал на важный нюанс. Он отметил, что речь идет «о запрете транзита автомобилей через Белоруссию, а не полного запрета на ввоз машин». Белорусским покупателям, по его словам, автомобили продолжат поставляться.


            Кроссоверы для России не пустят через Белоруссию. Виноваты новые санкции

«Новыми ограничениями ЕС всего лишь убил канал лжетранзита через Республику Беларусь в Россию», — сказал специалист.

Компания AutoGroup поделилась с редакцией Autonews.ru официальным разъяснением, полученным от департамента таможни Литвы (есть в распоряжении редакции). В документе, в частности, уточняется, что запреты, прописанные в регламенте, не применяются к контрактам, заключенным до 1 июля 2024 года, и к исполнению дополнительных контрактов до 2 октября 2024 года: до указанной даты ввоз оказавшихся под санкциями машин возможен.

Что еще содержится в регламенте

В опубликованном на сайте Совета Евросоюза документе в Статье 1ra содержатся положения, касающиеся выезда из Белоруссии в ЕС автотранспортных средств. В частности, в Европу могут при получении соответствующего разрешения выезжать транспортные средства, подпадающие под код CN 8703 (автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей), не предназначенные для продажи. Они должны принадлежать гражданину государства-члена ЕС или члену семьи, проживающему в Белоруссии. Такие машины могут использоваться в Европе для личного пользования. Возможен и выезд в ЕС граждан Белоруссии при наличии визы или вида на жительство.

Запрет со стороны ЕС также не распространяется на ввоз в Союз автотранспортных средств с дипломатическими номерами, в том числе при использовании их персоналом дипломатических миссий и их родственниками.

Белорусские автомобили, уже находящиеся на территории ЕС по состоянию на 1 июля 2024 года, могут быть зарегистрированы в Европе. Также запрет на выезд в ЕС не распространяется на белорусские машины, использующиеся в гуманитарных целях.

Реакция поставщиков

Генеральный директор AutoGroup Дмитрий Больдюсов пояснил редакции Autonews.ru, что в ЕС осознали, что львиная доля техники, которая поставляется в Белоруссию, в итоге оказывается в России. В основном это касается премиальных моделей.

«ЕС могли бы ограничить поток по стоимости, но инвойс — несовершенный документ: можно указать заниженную стоимость. А вот с клиренсом не поспоришь. Здесь все четко. И введение такого параметра стало неожиданностью для всех», — сказал специалист, добавив, что это регламент на уровне документа, действия по которому могут наступить с задержкой во времени. Кроме того, специалист отметил, что таможня может трактовать регламент по-своему: «В документе говорится о том, что последнее решение — на усмотрение таможни и контрольно-пропускного пункта».


            Кроссоверы для России не пустят через Белоруссию. Виноваты новые санкции

В настоящий момент, по словам Больдюсова, Эстония и Латвия уже закрыты по критериям «нелогичного маршрута», клиренса и объема ДВС, а Литва пропускает машины возрастом более 5 лет и с моторами до 1,5 литра. Порт Клайпеды перегружен автомобилями из США, а европейские машины либо возвращаются к продавцам, либо переправляются альтернативными путями.

Директор направления продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов подтвердил получение информации о новых санкциях, однако пояснил, что точный механизм их действия пока неизвестен.

«Учитывая сложности с поставкой на основе предыдущих решений Евросоюза, какой-то революции это решение не произведет. В любом случае, есть множество других стран, через которые в настоящий момент осуществляется ввоз и кроссоверов, и седанов на рынок России. Поэтому на доступность это никак не повлияет», — считает эксперт.

Заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев также подтвердил, что получает информацию о проблемах с поставками через Белоруссию от разных источников.

«Новость сильно озадачила поставщиков машин. «Авилон» не является активным участником такого рынка, слишком много рисков санкционного характера с этим связано», — сказал эксперт, добавив, что Белоруссия после отмены льгот для Киргизии является фактически единственным шлюзом для параллельного импорта.

Редакция Autonews.ru направила запрос в Таможенную службу Белоруссии.

Читайте также:

Дилеры раскрыли сложности с оплатой китайских машин. Что будет с ценами

«Главные партнеры — из Китая». Автодилеры оценили эффект от новых санкций

Эксперты предсказали эмоциональный рост цен на автомобили из-за санкций

Против Мосбиржи ввели санкции. Что будет с ценами на машины и запчасти

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь