Компания Mercedes-Benz приняла решение покинуть российский рынок. Как и у кого теперь ремонтировать автомобили, сколько это будет стоить и где покупать новые
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС Что можно купить в Китае по цене подержанной Lada Vesta Рынок 22 августа Сколько сейчас стоят премиальные машины в России и какие реально купить Конспекты 18 августа Что такое коленвал и почему он может сломаться Рынок 19 августа В Россию возвращаются машины из Ирана. Что нужно знать про Iran Khodro
Mercedes-Benz заявил о планах в ближайшее время уйти с российского рынка, закрыть завод и продать свои доли в местных дочерних компаниях. Всю собственность получит локальный инвестор, один из дилеров немецкой марки — компания «Автодом». Сначала об этом сообщили в пресс-службе бренда, затем подтвердили в Минпромторге, а также в «Автодоме». Разбираемся, что будет с обслуживанием и ремонтом, а также с поставками Mercedes-Benz в Россию альтернативными путями.
Что Mercedes-Benz продавал в России
Последние два года Mercedes-Benz продавал в России в среднем около 40 тыс. автомобилей. В 2020 году продажи составили 38 815 единиц, а в 2021 году — 43 011 единиц. Часть автомобилей производили в России: на подмосковном предприятии в Есипово в разное время в зависимости от поставок электрокомпонентов собирали cеданы E-Class, кроссоверы Mercedes-Benz GLC, GLE и GLS. Остальные автомобили в Россию импортировали.
Завод построили в России в 2019 году: площадь предприятия составила 85 Га, а инвестиции в строительство, оборудование и обучение персонала превысили 19 млрд руб. Локализовать производство и подписать с государством специнвестконтракт немецкий автобренд согласился под сильным давлением российских властей: решение обсуждали несколько лет, постоянно откладывали и меняли возможные точки будущего открытия. Для Mercedes завод был в первую очередь необходим для получения доступа к госзаказам — с определенного момента в тендерах на поставки автомобилей госструктурам в России могли только локализованные в России производители. В обмен на инвестиции бренд получил возможность продавать свои машины как российские, а также ряд преференций со стороны федеральных и местных властей, включая налоговые.
Весной 2022 года завод остановил свою работу и прекратил поставки автодилерам. В середине марта ассоциация Российских автодилеров (РОАД) сообщила о проблемах с поставками запчастей от ряда иностранных производителей, включая Mercedes. Свои жалобы дилеры отправили в Ассоциацию европейского бизнеса АЕБ и в головной офис бренда. Также дилеры ждали разъяснений о предоставлении гарантии на автомобили, которые не всегда было возможно починить оригинальными запчастями.
В ответ от Mercedes-Benz пришло письмо (есть в распоряжении Autonews.ru). В компании заявили, что не согласны с утверждением о невозможности осуществлять гарантийные и коммерческие ремонты, а также техническое обслуживание автомобилей Mercedes-Benz. По словам представителей бренда, при возникновении сложных ситуаций по ремонту автомобилей Mercedes-Benz вопросы решаются индивидуально с каждым дилерским предприятием и сервисным партнером.
После этого Минпромторг внес автомобили и запчасти Mercedes-Benz в список брендов, продукцию которых можно ввозить в Россию без дополнительных разрешений со стороны правообладателей торговой марки. Однако трудности с поставками по альтернативным каналам это решение устранить не помогло. Так, в середине марта Евросоюз наложил эмбарго на поставки в Россию предметов роскоши. В санкционный список попали и транспортные средства стоимостью €50 тыс. и более. Таким образом, под санкции попали в том числе «старшие» модели Mercedes-Benz.
Как рассказывали Autonews.ru неофициальные перевозчики, машины можно было покупать у частных лиц также только самим физлицам, при этом автомобили должны были иметь определенный пробег и не могли быть новыми. Главной проблемой при ввозе таких машин стали трудности с переводом денег за рубеж — крупные суммы банки либо не пропускали, либо замораживали. Кроме того, преграды возникли и на пути ввоза запчастей из Европы: как сообщил Autonews.ru представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин, в Россию из Европы невозможно привезти детали Mercedes дороже $300, поэтому поставщикам приходится использовать схемы по ввозу через третьи страны, включая Казахстан. Эту информацию подтвердили и специалисты по параллельному импорту.
Что теперь будет с обслуживанием и параллельным импортом Mercedes-Benz
Главным вопросом для автособственников стал вопрос гарантийного обслуживания и ремонта автомобилей. Как заверили в Mercedes-Benz, основным приоритетом при согласовании условий сделки было максимальное обеспечение выполнения обязательств перед клиентами из России как в сфере послепродажного обслуживания, так и предоставления финансовых услуг. Также в числе приоритетов было названо сохранение рабочих мест сотрудников российских подразделений компании.
В свою очередь, в компании «Автодом» заверили, что сделают все возможное для сохранения сервисного обслуживания автомобилей Mercedes-Benz, проданных и эксплуатируемых на территории России. Там также заявили, что основной задачей для компании станет поддержание лояльности российских клиентов.
«В ближайшее время будет выбран технологический партнер для дальнейшей эксплуатации производственных мощностей завода в индустриальном парке Есипово», — добавили представители компании.
В свою очередь в пресс-службе АГ «АВИЛОН» сообщили Autonews.ru, что дилеры Mercedes-Benz уже давно не получают запчасти напрямую от бренда. Вместо этого они наладили собственные каналы поставок нужных деталей, при этом все расходы на проведение гарантийного ремонта возмещает сам автопроизводитель.
Однако эксперт Шапарин уверен, что обслуживать автомобили Mercedes-Benz в ближайшее время станет гораздо дороже и сложнее. Главная причина — все та же низкая доступность запчастей, расходы на посредников из третьих стран и подорожание логистики.
«Владельцем современных автомобилей Mercedes-Benz, нашпигованных электроникой, нужно серьезно подумать о том, сколько денег они будут готовы тратить. Если машина была куплена в кредит, если собственник — не состоятельный человек, машину лучше продать, потому что экономика владения сильно изменится, — предупредил Шапарин. — Прямых поставок нет — из-за санкций это невозможно, схемы через Казахстан работают, но посредники берут по 25% сверху, плюс расходы на логистику. Цены будут зашкаливать. Выходит, отъездились мы на Mercedes».
Кроме того, эксперт опасается, что официальная поддержка со стороны головного офиса может оказаться недоступна для России в полном объеме, что приведет сложностям с ремонтом.
«Мы не знаем, как будет осуществляться дилерская поддержка, много в этих «умных» машинах зависит от электронных систем, и далеко не все программы и настройки можно прописать сторонними программами, в обход официального ПО. Кроме того, многие настройки надо прописывать онлайн через сервисы Mercedes в том числе, например, работу фар. А даст ли Mercedes доступ к этим программам «Автодому» или кому-то еще? А можно ли те запчасти, которые приехали в Россию, но изначально были предназначены для других стран, прописать через эти программы? Ведь все детали отслеживаются», — опасается Шапарин.
Еще один вопрос — это предоставление гарантийных обязательств. Многие участники рынка уже перестроились и начали предоставлять гарантию от дилера, на своих условиях — например, проводя ремонт доступными на рынке запчастями, не всегда оригинальными, но с сохранением гарантии. Как предположили в НАС, Mercedes также найдет обходные пути и без гарантии автомобилистов не оставит.
Что будет с поставками Mercedes-Benz по параллельному импорту
Мнение о том, что ситуация с поставками автомобилей Mercedes-Benz по параллельному импорту вряд ли серьезно изменится, высказал в беседе с Autonews.ru эксперт по привозу автомобилей Руслан Кривонос.
«По большому счету, все стабилизировалось за последние месяцы, когда стало понятно, что новых официальных поставок и возобновления локального производства ждать не приходится. Поток машин стабилен, через белорусскую границу их идет до тысячи в месяц, кто хочет купить — покупает. Не думаю, что, когда окончательно иссякнут дилерские запасы, клиенты резко увеличат спрос на «параллельные» машины — хотя бы потому, что на них не будет гарантии», — считает эксперт.
Кроме того, Кривонос отметил, что в Европе ужесточается контроль за продажами автомобилей дороже €50 тыс., в число которых входят и многие модели Mercedes-Benz.
«Во-первых, у них у самих дефицит, и есть даже ограничения на вывоз машин в соседние страны по Шенгенской зоне. Во-вторых, все понимают, что многие автомобили направляются в Россию, и следят за этим все пристальнее. Но работа продолжается, на смену одним каналам приходят другие — и в целом на результатах усложнения пока не сказываются», — сообщил эксперт.
По оценке Вадима Шитко, представителя компании по продаже премиальных автомобилей AutoPremiumGroup, фокус клиентов сместился с американских моделей на европейские.
«У нас теперь есть и Mercedes-Benz GLS, и AMG G 63, и Audi Q8, а также Bentley Flying Spur. Но в абсолютных цифрах заказов больше не стало. Что же до ограничений на стоимость ввозимых автомобилей, то для опытных участников рынка проблемы они не составляют», — отметил эксперт.
В свою очередь, Шапарин заверил, что спрос на «Майбахи» и GLE в России будет всегда и ввозить их будут по схемам с использованием физлиц.
- Ford покинул российский рынок
- Daimler сохранит долю в «КамАЗе» несмотря на уход Mercedes-Benz
- «Ждем, что Nissan вернется»: что происходит на заводе прямо сейчас