Эксперты оценили возможность введения нештрафуемого порога скорости 2 км/ч
Отменить действующий в России нештрафуемый порог скорости 20 км/ч пытались неоднократно. Превратится ли инициатива в утопию или ее все-таки реализуют? Мнения экспертов вас удивят
Фото: VPales / Shutterstock / FOTODOM
Возможность отменить нештрафуемый порог 20 км/ч профильные эксперты и общественники обсуждали неоднократно, однако решить вопрос на законодательном уровне так и не удалось.
Негласная норма, введенная в 2013 году, по-прежнему позволяет водителям превышать разрешенный скоростной лимит и не получать за это штрафы. Но последствия есть, и порой они могут быть весьма серьезными. Об этом напомнили в беседе с Autonews.ru специалисты.
Нештрафуемый порог — не более 2 км/ч
Отказаться от нештрафуемого порога 20 км/ч властям не позволяет комплекс факторов, которые приходится учитывать во избежание недовольства граждан и повышения нагрузки на профильные ведомства. В этом уверен вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
«Никаких законопроектов в этой части не готовится, хотя московские власти периодически говорят, что нештрафуемый порог надо ликвидировать и что в лучшем случае погрешность должна быть не более 2 км/ч. МВД выступает против. Экспертное сообщество также не поддерживает идеи московских властей. Я пока не вижу никаких движений для того, чтобы снизить порог», — сказал эксперт.
Согласен с ним и автоюрист Лев Воропаев: «На моей памяти к этому снаряду подходили раза три-четыре на госуровне. И все они заканчивались абсолютной уверенностью в том, что снижать порог никто не станет. Я не вижу на данном этапе, чтобы что-то менялось. Сомнительно, что скоро это изменится».
Порог ниже — аварийность выше
Специалисты уверены, что при существующем положении дел отмена нештрафуемого порога 20 км/ч не принесет позитивных перемен: водители продолжат превышать скорость, а аварийность может даже увеличиться.
«Прежде чем что-то делать, необходимо провести полную инспекцию автомагистралей, внутренних дорог, установленных знаков, разметки, и тогда такое снижение произойдет, рано или поздно наверняка это произойдет. Чтобы картинка была более объективной, чем сейчас. Сегодня у нас возможности многих трасс превышают разрешенную скорость, — уточнил Ян Хайцеэр. — Тратить время и обсуждать такого рода поправки не имеет смысла. Только раздражать водителей всей России».
Лев Воропаев обозначил ряд проблем, которые потянет за собой отмена нештрафуемого порога 20 км/ч. Юрист напомнил, что современные автомобили набирают «лишнюю» скорость за секунды и даже доли секунды. Еще одна проблема в том, что в России в правоотношениях происходит тенденциозность: «Когда изменяются ПДД, не все автолюбители сразу схватывают эти изменения. В части снижения скоростного режима это будет довольно длительный промежуток времени, пока все узнают, что внесены изменения. Это может сказаться в том числе и на аварийности».
Наконец, есть и еще одна проблема — финансовая составляющая: нештрафуемый порог, по словам эксперта, можно отменить, а знаки заменить, но при нынешних реалиях это потянет за собой экономические траты, нецелесообразные с точки зрения государства.
Измерения камер — неточные
Первоначальная проблема, из-за которой десять лет назад и появился нештрафуемый порог, на настоящий момент решена.
«На самом деле погрешность приборов, что десять лет назад не превышала 3–4 км, сейчас варьируется от 1 до 2 км/ч. Привязанность к этому сомнительна», — считает Воропаев.
«Проблемы погрешности при определении скорости нет. Перенастроить нейросеть на другой порог скорости очень просто», — уверен Хайцеэр.
Специалист считает, что МВД, отвечающее за безопасность дорожного движения, не наблюдает критического роста числа ДТП в связи с существующим порогом 20 км/ч, поэтому и не продвигает его отмену: «Они бы первые начали кричать: «Караул!» Убрать этот порог хотят те, кто является бенефициаром штрафов».
Напомним, что до 2013 года в России штрафовали за превышение на 10 км/ч: нарушителям выписывали наказание в размере 100 руб. С подачи депутата Госдумы Вячеслава Лысакова это наказание фактически было упразднено. Из КоАП убрали соответствующую норму (в соответствии с ФЗ № 196 норма по ч. 1 ст. 12.9 КоАП была признана утратившей силу). Минимально наказуемым проступком сейчас является несоблюдение лимита на 20–40 км/ч (штраф 500 руб.).
Изначально инициатива базировалась на низкой точности измерений скорости камерами: значительная часть постановлений выписывалась ошибочно.
Ответственность для безответственных
Несмотря на отсутствие наказания за превышение скорости в рамках разрешенных плюс 20 км/ч, расслабляться и лихачить водителям все же не стоит. На это указал в беседе с Autonews.ru юрист Воропаев. По его словам, административная ответственность существует.
«Допустим, когда происходит авария с причинением вреда здоровью и эксперт может установить скорость, с которой двигался автомобиль. Это часто происходит, когда есть записи видеорегистратора. Если скорость превышает установленную, то водителя часто привлекают к ответственности. А эта ответственность, напомню, связана в том числе с лишением права управления», — пояснил эксперт.
«Страховые компании руководствуются документами, которые предоставляют из ГАИ, или судебными решениями либо европротоколами. Они же извещения о ДТП. Другими документами страховые компании руководствоваться не могут. Если в документах указано, что действия водителя, нарушившего скоростной режим, находятся в причинно-следственной связи с ДТП, либо просто установлено превышение скорости и в документах по ДТП оно указано, страховые компании будут на это обращать внимание. Если никаким образом превышение скорости не фигурирует в документах, страховые компании самостоятельно этот вопрос решать не могут. И отказать в страховом возмещении тоже не могут», — уточнил юрист.
Попытки отмены тщетны
Отменить порог 20 км/ч прежде предлагала в том числе сама ГИБДД. В 2019 году ведомство запустило социальную кампанию «Однозначно», призывающую водителей воспринимать все дорожные знаки «без лишней математики».
«Мнение, что можно использовать нештрафуемые 19 км/ч, недопустимо. Такого не должно быть на дорогах нашей страны. Дорожные знаки должны пониматься однозначно», — заявил тогда глава ГИБДД Михаил Черников.
Координатор проекта «Карта убитых дорог», депутат Александр Васильев также выступал с инициативой по отмене нештрафуемого порога. По его мнению, наказывать нужно за превышение 1 км/ч.
Тогдашняя глава экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре в 2019 году настаивала на том, что водителей нужно подталкивать к соблюдению скорости, указанной на знаке, «и ни километром больше».
Заммэра Москвы Максим Ликсутов предложил отменить нештрафуемый порог в декабре 2021 года, но законопроект был отклонен Мосгордумой в первом чтении. Автором документа выступила депутат столичного парламента Дарья Беседина (Минюст включил ее в реестр иноагентов) от партии «Яблоко».
МВД традиционно выступало против отмены нештрафуемого порога. Глава министерства Владимир Колокольцев уверен, что на безопасность дорожного движения оказывает влияние состояние дорог, а не «манипулирование — 10 км больше, 10 км меньше».
Материалы по теме:
- Отмена нештрафуемых +20 км/ч: власти объяснили, почему это нужно сделать
- Водителей напугали штрафом за превышение на 1 км/ч. Что это было?
- Штрафы ГИБДД в 2024 году. Таблица
- Что будет с нештрафуемым порогом 20 км/ч. Мнения юристов и ГАИ