Страховщики и законотворцы планируют повысить штрафы за отсутствие ОСАГО у водителей, размер выплат на ремонт будут считать с учетом подорожания запчастей и появления новых аналогов: что важно знать про «автогражданку»
Фото: Autonews.ru 7 новых внедорожников, которые появились у дилеров России: список и цены Статьи 29 сентября Повестка от инспектора ГИБДД — это законно? Юристы все объяснили Транспортный налог 1 декабря Водителей предупредили про уплату транспортного налога: сколько платить Вторичка 25 ноября Как подорожали машины с пробегом в России с начала года: цены и графики
В 2023 году систему ОСАГО ждут новые изменения: ответственность за отсутствие полисов планируется ужесточить. Кроме того, страховщики планируют прикрыть лазейку, с помощью которой водители с высоким КБМ ездят без полисов. Рассказываем, что еще важно знать про обязательное страхование.
Повышение штрафов за отсутствие ОСАГО: их предлагают увеличить до 5 тыс. руб.
В 2023 году страховщики будут добиваться повышения штрафов для водителей, которые ездят без полисов ОСАГО. Сейчас ответственность за это нарушение составляет 800 руб., оплатить штраф можно со скидкой 50%. В случае если такой автомобилист станет виновником аварии, потерпевшей стороне придется добиваться выплаты компенсации через суд — в рамках гражданского иска, при этом у водителей зачастую не оказывается финансовой возможности, чтобы покрыть весь вред. С предложением поднять штраф до 5 тыс. руб. выступили в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
Как обратил внимание вице-президент Всероссийского союза автостраховщиков (ВВС) и заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов, почти за 18 лет действия закона об ОСАГО размер штрафа в России не индексировали.
Депутаты петербургского Заксобрания уже разработали законопроект, который должен ужесточить ответственность за отсутствие полиса. Так, если у водителя был полис, но в момент остановки инспектором ГИБДД окажется, что документ просрочен, нарушителя предлагается штрафовать на 3 тыс. руб. Если же полиса у водителя никогда не было — на 5 тыс. руб. Ожидается, что в 2023 году законопроект рассмотрят в Госдуме.
Как пояснил Autonews.ru Ефремов, в настоящее время происходит обсуждение самого понятия изменения величины штрафа за отсутствие полиса ОСАГО. Так, по его словам, есть еще одно ухищрение, на которое идут водители, чтобы снизить свою ответственность за езду без ОСАГО.
«Так, граждане стараются в полис не вписывать убыточных водителей с высоким коэффициентом КБМ. С одной стороны, полис на автомобиль ОСАГО с действующим периодом имеется. Но если за рулем окажется водитель, который в полис не вписан, в этом случае штраф составит уже 500 руб., а при быстрой оплате — 250 руб. Такое положение дел не может мотивировать убыточных, часто совершающих ДТП водителей на обязательное и своевременное приобретение полиса ОСАГО», — cказал Ефремов.
В РС отметили, что не располагают точными данными по количеству водителей, которые ездят без ОСАГО. По их оценкам, цифра составляет 10–15%.
Цены на ремонт будут меняться с учетом подорожания запчастей
Каждые три месяца страховщики будут обновлять справочники со средними ценами на запчасти: эти расчеты нужны, чтобы оценивать выплаты для проведения ремонта в рамках установленных 400 тыс. руб. Так часто обновлять данные страховщикам приходится после ухода из России ряда поставщиков автозапчастей: после этого ряд популярных деталей значительно подорожал. Одновременно на рынке стали появляться новые поставщики, а также неоригинальные и привезенные по параллельному импорту запчаcти.
Последний раз страховщики проиндексировали цены 19 декабря 2022 года. Тогда по сравнению с мартом 2022 года средние цены на детали подорожали на 27,7%. Однако по ряду деталей цены подскочили на 100% и более. Например, за это время лобовое стекло для модели Audi Q7 подорожало с 90 910 тыс. руб. до 162 тыс. руб. Панель приборов с воздуховодом для Audi A5 вместо прежних 167 тыс. руб. стоит 252 тыс. руб. Дверь багажника для Nissan X-Trail со 117 тыс. руб. подорожала до 200 тыс. руб. Передняя фара в сборе для Hyundai Tucson со 72 тыс. руб. подорожала до 138 тыс. руб.
При этом цены по сравнению с ценами от 19 октября изменились незначительно. Как заявили в РСА, такая динамика цен в справочниках сдерживает давление на тарифы по ОСАГО.
Уфимцев пояснил, что рост цен в справочнике по запчастям примерно на 30% соответствует оценкам автомобильных экспертов, которые анализировали увеличение стоимости запчастей, произошедшее с апреля—мая этого года. Осенью начали появляться новые каналы поставки запчастей, что привело к стабилизации цен на запчасти, а в некоторых случаях — даже к небольшому их снижению.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
Фиксация автомобилей без ОСАГО с помощью камер: скорее всего, не заработает
Несколько последних лет МВД и РСА пытаются наладить сотрудничество в части обмена данными о незастрахованных водителях и начать фиксировать машины без ОСАГО с помощью камер. Каждая из сторон говорила о полной готовности с их стороны, и в Москве даже прошли тестирования автоматической фиксации этого вида нарушения. Однако такой вид контроля до сих пор не заработал. Как рассказывали Autonews.ru источники с обеих сторон, при объединении баз данных ОСАГО и зарегистрированных автомобилей, общая база получилась очень «грязной». Из-за множества неточностей риск того, что штрафы за отсутствие полисов будут приходить на машины с ОСАГО, до сих пор весьма велик. На такие риски в МВД пойти не готовы. Поэтому в лучшем случае работу над базой просто будут продолжать, но о запуске пока речи нет.
Стало проще оформить ДТП через приложение
В приложении «Помощник ОСАГО» в конце 2022 года появилась функция создания схемы ДТП прямо на экране смартфона при оформлении извещения о ДТП. Как рассказали в РСА, водитель может изобразить на схеме расположение автомобилей в момент ДТП и сразу после него поставить стрелки, показывающие направление движения этих автомобилей, а также указать дорожную разметку и дорожные знаки.
Обновление опубликовано в интернет-магазинах мобильных приложений. В начале будущего года такой «конструктор схемы ДТП» появится в приложениях, работающих на базе приложения «Помощник ОСАГО», в том числе — в мобильных приложениях страховых компаний, предоставляющих функционал электронного европротокола.
При этом возможность составить схему ДТП по-старому — нарисовать схему ДТП на листке бумаги, сфотографировать его и прикрепить к электронному извещению о ДТП — не исключена из мобильного приложения.
Этот лимит установлен законом об ОСАГО и не зависит от того, в какой форме — электронной или бумажной — оформлено извещение о ДТП.
Как напомнили в РСА, при оформлении ДТП с помощью приложения, следует помнить о важных нюансах. Так, если у участников ДТП есть разногласия в отношении обстоятельств ДТП и причиненного вреда, то при оформлении обоими способами лимит выплаты по ОСАГО составляет 100 тыс. руб. Если разногласия отсутствуют, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 400 тыс. руб. при выполнении фотофиксации данных о ДТП с помощью специального мобильного приложения и 100 тыс. руб., если фотофиксация не выполнена.
- С 19 декабря стоимость ремонта по ОСАГО начали рассчитывать по-новому
- Верховный суд разъяснил права водителей при плохом ремонте по ОСАГО
- «Все растет в цене». Как подорожали запчасти в 2022 году