Указания Центробанка в рамках индивидуализации ОСАГО вступили в силу 9 января. Среди нововведений — расширение границ тарифного коридора как вверх, так и вниз. Узнали, кто может рассчитывать на снижение стоимости полиса
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Изначально стоимость полиса ОСАГО была одинаковой для всех автомобилистов, индивидуализация ограничивалась лишь коэффициентом «бонус-малус» (КБМ), который отражал скидку за езду без аварий.
Какие коэффициенты пересмотрели
Для частных легковых автомобилей расширение границ тарифного коридора составило 10%, для такси — сразу 30%. Но на этом реформа ОСАГО не завершилась: Центробанком были пересмотрены коэффициенты стажа-возраста и аварийности (тот самый «бонус-малус»). Результат изменений — для опытных водителей средняя скидка на ОСАГО может составить до 8%, для тех, кто не попадает в ДТП — еще до 8%. Кроме этого, регулятор также провел дополнительную региональную калибровку тарифов.
Станут ли страховые полисы дороже
Предпринятые меры спровоцировали среди водителей опасения относительно удорожания страховых полисов. Страховщики поспешили успокоить: за три минувших года стоимость ОСАГО показала себя стабильной — по прогнозам удорожания полисов ожидать не следует. Напротив, более вероятный сценарий — обратное движение цен. Подобную динамику эксперты объясняют возросшей конкуренцией среди страховых компаний, желающих привлечь клиентов из числа аккуратных водителей.
Скидка за безаварийную езду
Изначально стоимость полиса была одинаковой для автомобилистов, индивидуализация ограничивалась коэффициентом «бонус-малус» (КБМ), он отражал скидку за езду без аварий. Универсальность коэффициента привела к тому, что водитель получал одинаковую стоимость страховой премии в какой бы компании он не страховался. Таким образом, страховщики не отличались ничем для клиента: условия страхования «задавались» федеральным законом об ОСАГО, а цена полиса тоже была одинаковой. Это закрывало возможность для конкуренции среди страховщиков за клиента и приводило к тому, что тариф был высоким для конкретной территории, либо низким, что приводило к проблемам с доступностью полисов. Это спровоцировало переход к гибкому тарифному коридору. Результат — за низкоаварийных водителей развернулась конкуренция.
Тарифные расчеты и лучший срок для оформления полиса
Если раньше для водителя, виновного в трех и более авариях в течение года, тариф умножался на 2,45, то после вступления в силу указания ЦБ, он будет умножаться на 3,92. Но владельцев машин, которые в аварии не попадают, ждет скидка. Впервые снижение тарифа составит более 50%. Тем, кто за 10 лет не стал виновником ни одного ДТП, тариф надо будет умножать на КБМ, равный всего 0,46. Важно: начисляется КБМ с 1 апреля, изменения почувствуют только те, кто оформит полис ОСАГО после этой даты.