Все о проблемах с холостыми оборотами: симптомы и причины
Дрожание стрелки тахометра при отпущенной педали газа нередко является признаком серьезных неполадок в двигателе. О симптомах и причинах рассказывает Autonews.ru
Фото: Shutterstock
Нестабильные обороты холостого хода (сокращенно ХХ) — неисправность весьма коварная, а главный подводный камень здесь — неоднозначность причин. Подобный симптом может с равным успехом являться следствием как плохой работы расходомера, так и датчика абсолютного давления, или уставшего потенциомера дроссельной заслонки. При этом перечисленные детали на среднестатистический массовый автомобиль стоят относительно недорого и меняются, как правило, за несколько минут. Куда хуже, если плавающие холостые связаны с прогаром клапана или изношенными форсунками. Симптоматика будет идентична, а вот сложность и стоимость ремонта разниться кратно.
Поэтому для достоверного определения причин плавающих оборотов на современном автомобиле понадобится диагностический OBD-сканер. Вторым вариантом, если электронная диагностика недоступна, является разве что перебор попадающих под подозрение датчиков наугад. Конечно, покупать их все разом необязательно. В подобной ситуации стоит кинуть клич на форуме модели автомобиля и договориться с кем-то из одноклубников о временной подмене для теста.
Чем опасны плавающие обороты холостого хода
В общем случае само по себе явление (а нестабильный холостой ход — это следствие, а не причина) не представляет опасности. Другое дело, что продолжительная эксплуатация с подобным симптомом, как и любая неисправность, постепенно приводит к усугублению проблемы. Так, если виноват постепенно «умирающий» ДМРВ (он же массметр, он же расходомер), то вскоре он откажет окончательно. А продолжение эксплуатации с нестабильным ХХ из-за прогоревшего выпускного клапана и вовсе может привести к куда более печальным последствиям. При определенном упорстве владельца — вплоть до капремонта мотора. Когда клапан окончательно разрушится и осыпется в камеру сгорания.
Как понять, что плавают обороты на холостом ходу
На первый взгляд вопрос звучит абсурдно, но не стоит спешить с выводами. Дело в том, что на многих современных автомобилях холодный запуск двигателя (особенно зимой) сопровождается не просто повышенными прогревочными оборотами, но и своеобразным «тремором» стрелки тахометра. Иногда доходит до того, что первые 10-30 секунд после старта даже наблюдается ощутимая вибрация и перебои в работе двигателя. Что, конечно, поначалу может привести владельца в состояние легкой паники, особенно если автомобиль новый или совсем свежий. Особенно выражен подобный эффект на некоторых семействах двигателей группы VAG, но и на других машинах также встречается.
Разгадка проста: первостепенной задачей любого современного мотора после холодного старта является вывод катализатора на рабочую температуру. Для этого в некоторых блоках управления заложен алгоритм не просто повышения оборотов холостого хода, но и методы типа дополнительных импульсов открытия форсунок, которые в обычных режимах работы не используются. Подобные приемы ускоренного прогрева и вызывают, в том числе, некоторую нестабильность холостого хода с соответствующими откликами тахометра.
Конечно, всегда нужно понимать, что подобное поведение по продолжительности не превышает одну минуту после старта, а также не проявляется при запуске уже прогретого автомобиля. И уж точно алгоритм прогрева катализатора не вызывает на исправной машине «Check engine». В противном случае следует искать неисправность.
Говоря о норме холостых оборотов, следует обращаться к руководству по каждой конкретной модели. В общем случае средняя норма ХХ для легковых автомобилей лежит в пределах 600-900 оборотов в минуту, обычно ближе к значению 750.
8 причин плавающих оборотов двигателя на холостом ходу
Еще раз оговоримся, что в современном двигателе доподлинно установить причину плавающих холостых без сканера затруднительно даже профессионалу. Тем не менее, список основных датчиков и деталей, которые могут вызвать сбой, вполне конкретен.
1. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Этот элемент управления впрыском находится в «топ-3» причин нестабильных холостых. Как альтернатива ДМРВ, на многих моторах используется связка датчиков абсолютного давления (ДАД, он же MAF-сенсор) и температуры воздуха на впуске (ДТВ). Причем в двигателях, оснащенных турбонаддувом, практически безальтернативно применяется второй вариант.
В теории расходомер можно почистить, но на практике положительный результат достигается лишь в половине случаев и ненадолго, а иногда становится только хуже. Что касается датчиков давления и температуры, эти элементы считаются одними из самых неприхотливых, но обслуживанию и ремонту не подлежат.
2. Подсос воздуха. Весь объем, поступающий в цилиндры, должен быть строго учтен датчиком расхода. Если же во впускном тракте после ДМРВ образуется неплотность, то на такте впуска поршень частично засасывает воздух «мимо кассы» в виде ДМРВ. А значит, компьютер будет дозировать топливо без учета увеличившегося по факту объема кислорода, что и приведет к плаванию холостых оборотов.
Отметим, что современные двигатели, все чаще оснащаемые турбонаддувом и MAF-сенсором, гораздо менее чувствительны к паразитным подсосам воздуха, чем моторы с ДМРВ. Разумеется, до определенных пределов.
3. Регулятор, или, как еще называют, клапан холостого хода (РХХ/КХХ). Как понятно из названия, узел предназначен для стабилизации оборотов коленвала без нагрузки. Обычно причиной выхода из строя служит банальное загрязнение — в этом случае поможет чистка. Но РХХ может и просто «устать» естественным образом, тогда вопрос решается заменой.
4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). На большинстве современных двигателей регулятор ХХ отсутствует, а за холостой ход, равно как и за рабочий, отвечает дроссельная заслонка. Некорректные показания ДПДЗ формируют у блока управления ошибочный алгоритм подачи топлива, что приводит к нестабильным оборотам.
5. Проблема с системой питания. В подавляющем большинстве случаев она связана с засорившимися или изношенными форсунками. Связь прямая: неточная дозировка топлива — нестабильные обороты.
6. Неисправность датчика положения коленвала (ДПКВ) или распредвала (ДПРВ). В результате чего сбиваются фазы газораспределения, что влияет, в том числе, на холостые обороты.
7. Система вентиляции картера. Газы, поступающие из картерного пространства, также учитываются при расчете топливовоздушной смеси. В контуре ВКГ установлен клапан, допускающий движение газов только в одну сторону — к впускному коллектору. Если клапан неисправен, газы начнут «гулять» в обе стороны, что может вызвать соответствующее поведение стрелки тахометра.
8. Прогар клапана. Не самая распространенная причина плавающих холостых, но, тем не менее, периодически встречающаяся. Механизм влияния связан с падением в цилиндре компрессии и, как следствие, некорректным смесеобразованием.
Перечисленными причинами список не ограничивается: как упоминалось вначале, гуляющие холостые обороты — неисправность «вредная» и нередко связанная с целым комплексом проблем. Тем не менее, основной пул попадающих под подозрение элементов выглядит именно так. Наконец, не стоит забывать и о самой банальной причине — низком качестве топлива. Часто все нетипичные тревожные симптомы, включая нестабильный холостой ход, пропадают после заправки свежим топливом на нормальной сетевой АЗС.
Читайте также:
Что такое капитальный ремонт двигателя. Как делать обкатку
Двигатель троит: что это значит, причины, что делать
Какая рабочая температура двигателя считается нормой
Что такое контрактный двигатель и нужно ли оформлять замену в ГИБДД
Какое масло заливать в двигатель: дизельный, бензиновый, с большим пробегом