Домой Промышленность Урала Промышленность Урала: отрасли, центры, развитие Влияние промышленности на экологию Уральского региона Влияние промышленности на атмосферный воздух Уральского региона

Влияние промышленности на атмосферный воздух Уральского региона

Атмосферный воздух – важнейший компонент окружающей среды, степень загрязнения которого прямо влияет на состояние природных экосистем и здоровье человека.

Контроль  за состоянием атмосферы в области осуществляется Уральским территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, располагающим 18 постоянными постами наблюдения за состоянием воздуха в 11 городах.

Согласно официальным данным выбросы токсических веществ в атмосферу Уральского региона за период с 1993 по 1994 год составили по свинцу более 7600 т. в год, это почти 60% всех выбросов элемента в Российской Федерации. Меди поступало в атмосферу более 2 тыс. т. в год (34% от выбросов России); шестивалентного хрома – почти 200 т. в  год (более 60% от российских выбросов).

Эти показатели красноречиво свидетельствуют, что по количеству вредных выбросов в атмосферу Уральский регион занимает одно из первых мест в России, а на Свердловскую область приходится около трети всех воздушных выбросов Урала. Почти во всех городах области экологическая обстановка крайне неблагоприятна.

Областным Советом народных депутатов еще в 1980 году был утвержден список городов Свердловской области с наиболее загрязненной атмосферой. В него входят Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Екатеринбург, Кировград, Красноуральск, Краснотурьинск, Асбест, Артемовский, Ревда, Первоуральск, Серов. Так, в 1997 году выбросы в атмосферу Нижнего Тагила, едва ли не самого загрязненного города области, составили свыше 161 тыс. т. При этом наибольший объем в этих выбросах составляют соединения окиси углерода и пылевые частицы. В Екатеринбурге годовые выбросы в атмосферу достигали 31 тыс. т.

Какие же отрасли промышленности в нашей области остаются сегодня наиболее экологически опасными? Ответ на этот вопрос дают официальные данные по общему объему выбросов в атмосферу вредных веществ от стационарных источников (таблица 1).

Основными загрязнителями воздуха в области являются предприятия металлургической промышленности (54% от общей суммы атмосферных выбросов) и энергетического комплекса (31,5%). К ним относится следующие крупные предприятия: Рефтинская, Верхнетагильская и Серовская ГРЭС, Нижнетагильский металлургический комбинат, Высокогорское рудоуправление, Богословский алюминиевый завод, Среднеуральский медеплавильный завод, Красноуральский и Кировградский медеплавильные комбинаты. Каждое из этих предприятий выбрасывает в воздух более 50 тыс. т. токсических веществ.

Таблица 1

Вклад в общее загрязнение воздушного бассейна Свердловской области различной отрасли промышленности.

Производства Процент общего загрязнения
Черная металлургия 33,6
Цветная металлургия 20,3
Электроэнергетика 25,5
Тепловая энергетика 6,0
Лесная и деревообрабатывающая промышленность 2,1
Химическая и нефтеперерабатывающая промышленность 1,2
Машиностроение и металлообработка 3,3
Прочие 8,0

Пылевые загрязнения воздуха, в 2-3 раза превышающие допустимый уровень, отмечены в Нижнем Тагиле, Первоуральске, Краснотурьинске и других городах. В состав воздушных загрязнителей входят также двуокись серы и азота, окись углерода, сероводород, фтористые соединения (особенно в городах Первоуральске, Ревде, Полевском, Каменске-Уральском). Повышенные концентрации аммиака отмечены в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге.

В последние годы автотранспорт выступает в качестве основного источника загрязнения атмосферы. Выхлопные газы выбрасываются главным образом в центральных районах городов и на крупных городских магистралях. Близость этих выбросов к поверхности Земли особо опасна для населения. В узких, переполненных автотранспортом городских улицах содержание угарного газа и пылевых частиц в дневные часы может возрастать в 2-3 раза. В Екатеринбурге на долю автотранспорта приходится свыше 70% всех атмосферных выбросов.

В области принимаются меры по контролю за выбросами газов автотранспортом. Однако эффективность этих мер снижается из-за увеличения численности транспортных средств.