Применение карьерного автотранспорта в горном деле подтвердило его высокие технико-экономические показатели при использовании в сложных условиях: глубокое или сложное залегание полезных ископаемых, разработка месторождений с ограниченными запасами (при ограничении размеров в плане до 2,5 км) или малым сроком эксплуатации. Автотранспорт рационально используют в карьерах с небольшими объемами производства (примерно 50…90 млн. т/год) при расстоянии транспортировки грузов 3…5 км. Основу автомобильного карьерного транспорта составляют самосвалы. Они имеют свои преимущества перед конвейерным транспортом в условиях транспортировки горных пород с разными физико-механическими свойствами. При этом в отличие, от железнодорожного транспорта достигается упрощение процесса отвалообразования, есть возможность передвигаться по относительно крутым подъемам автодорог за счет сокращения длины транспортных коммуникаций. Основные недостатки автотранспорта являются цикличность, зависимость от состояния дорог, снижение производительности в сезон дождей, в гололед, снегопад, загрязнение атмосферы отработавшими газами, высокие энергоемкость и эксплуатационные затраты. В настоящее время наиболее широко в карьерах применяют три типа автосамосвалов: строительные грузоподъемностью 10…25 т для передвижения по дорогам общего пользования, строительные с шарнирно-сочлененной рамой грузоподъемностью 10…50 т и внедорожные карьерные грузоподъемностью 23…450 т.
Из-за их габаритов и веса, эксплуатация на дорогах общего пользования не представляется возможной. Крупные модели доставляются до места работы по частям и собираются уже на месте.
Наиболее целесообразной, для тяжёлых самосвалов, признана схема с двумя осями, с задним или полным приводом и разгрузкой кузова назад.
На современных сверхтяжёлых самосвалах обычно применяется гибридная силовая установка — дизельный двигатель приводит в действие генератор переменного тока, который питает тяговые электродвигатели, вращающие колёса. Тормозная система, так же совмещённое действие гидравлики и электромоторов, которые в режиме торможения вырабатывают энергию.
«Малыш» среди БелАЗов -75405
Карьерный самосвал БелАЗ-75405. Кабина цельнометаллическая, одноместная. Кузов цельнометаллический, ковшового типа, днище обогревается отработавшими газами. Двигатель ЯМЗ-240М2, дизель, 12 цилиндров, диаметр цилиндра 20,0 мм, мощность 264, 78 кВт (360 л.с.). Максимальный крутящий момент 1275 Н.м (130 Кгс. м). Максимальная частота вращения 2100 об/мин. Генератор 6301.3701, ТНВД 90.111.1008.20. Удельный расход топлива: минимальный 214 г/кВт. Ч (157 г/л. с. ч), при номинальной мощности 230 г/кВт/ч . Трансмиссия: автоматическая. Подвеска: пневмогидравлическая, зависимая для передней оси и ведущего моста — на штангах. Задний мост: механический, с одноступенчатой главной передачей, коническим дифференциалом и планетарными колесными передачами. Тормозная система: с пневмоприводом. Тип тормозов: передних колес, задних колес, стояночного – колодочные, вспомогательный — гидравлический тормоз-замедлитель. Грузоподъемность 30 т. Объем кузова: геометрический 15,1 м3, с «шапкой» — 19,2 м3. Габаритные параметры: длина 7130 мм., ширина 3480 мм. , высота 3560 мм. Колесная формула 4х2. Колесная база 3500 мм. Колея 2820 мм. Максимальная скорость 50 км/ч. Размер шин: 18. 00R25. Вес автомобиля 21750 кг. Допустимая полная масса автомобиля 51750 кг.
«Гигант» БелАЗ 75710 с грузоподъемностью 450 тонн
В январе 2014 года самосвал БелАЗ 75710 еще выше поднял планку производительности для карьерных самосвалов, переместив на специальном полигоне груз весом в 503,5 тонны. Это на 11% больше предусмотренных в паспорте 450 тонн и почти на 100 тонн превышает достижение предыдущего рекордсмена 363-х тонного Liebherr T 282B..
Рекордную грузоподъемность автомобиля обеспечивают два 16-ти цилиндровых дизеля MTU Detroit Diesel общей мощностью 3430 кВ и объемом 65 литров, приводящие в действие систему тягового электропривода (ТЭП) переменного тока MMT500, специально спроектированную инженерами «Сименс».
Кроме двух генераторов, в нее вошли 4 тяговых электродвигателя мощностью 1200 кВт, три вентилятора обдува, установка вентиляции тормозных резисторов, а также шкаф управления инвертерами ELFA.
Имеющийся полный привод на все колеса позволяет оптимально распределить тяговое усилие на обе оси. Даже при буксировка автомобиля не потребуется. Добраться до сервисной базы он способен своим ходом. Кроме того, специально созданная конструкция редуктора мотор-колес позволяет осуществлять замену любой неисправной детали без демонтажа шин. Что сокращает время и затраты на проведение ремонта и обслуживания техники.
При полной загрузке в 450 тонн расход топлива БелАЗа 75710 составляет 300 л/ч. Полной заправки бака объемом в 4360 литров, хватает на полторы рабочей смены. Экономия топлива достигается благодаря смене режимов работы. Когда автомобиль полностью загружен — работают оба дизеля, а при передвижении пустого автомобиля только один. При этом максимальная скорость автомобиля достигает 67 км/ч. Кроме объединенной гидравлической системой, куда входят тормоза, предусмотрена возможность торможения при помощи стояночной тормозной системы. Установленный электродинамический тормоз позволяет осуществлять торможение при любой скорости. Переключение с полной тяги до полной остановки происходит менее чем за 1 секунду. Автомобиль может эксплуатироваться при температурах от -50°C до +50°C. Как в условиях глубоких карьеров, так и на открытой местности. Для чего водителю обеспечены соответствующие условия.