Рассказываем зачем регулируют клапаны двигателя, что будет, если они не «настроены», и когда надо обращать внимание на клапаны
Фото: Shutterstock Автомобили начали дешеветь: что можно купить со скидкой в апреле Автоподставы 7 апреля Топ-5 автоподстав. Видеопримеры и разбор от экспертов Конспекты 6 апреля Антидождь для автомобиля — что это за средство и как оно работает Шины 4 апреля Какие шины можно покупать: 6 дешевых, но хороших брендов
Одним из важных элементов двигателей внутреннего сгорания являются клапаны, благодаря которым в цилиндры поступает топливная смесь. Но бывает, что клапаны начинают плохо выполнять свою работу.
- Что это
- Зачем нужно
- Когда нужно
- Как делается
Что такое регулировка клапанов
Регулировка клапанов — это процесс, при котором настраиваются так называемые тепловые зазоры между кулачком распредвала и деталями клапанного механизма. То есть при регулировке клапанов корректируются не сами клапаны, а именно зазоры между ними и другими деталями.
В цилиндре обычного автомобильного двигателя происходит сжигание смеси топлива и воздуха. В результате там образуются продукты сгорания, которые толкают поршень, а он в свою очередь вращает коленвал, соединенный с трансмиссией. Затем отработавшие газы удаляются из цилиндра в выхлопную систему.
То есть смесь топлива и бензина должна сначала попасть внутрь цилиндра, а затем «лишние» газы должны выйти оттуда. Подавать смесь в цилиндры двигателя нужно не «когда попало», а строго в определенный момент и в требуемом количестве. Иначе двигатель нормально работать не сможет. Также газы должны и выводиться вовремя. Для этого и нужны клапаны, которые открываются и закрываются в нужное время, запуская в цилиндр смесь и выпуская отработанные газы.
Двигатели оборудуются так называемым распределительным валом. Упрощенно схема его работы примерно такова. Он вращается вместе с коленвалом и «толкает» специальными кулачками клапаны, заставляя их то открываться, то закрываться.
👉 Зачем пользоваться раскоксовкой двигателя и как правильно это делать
Во время работы детали двигателя сильно нагреваются. А при нагревании тела имеют свойство расширяться. При проектировании мотора обязательно учитывается это явление. Ведь иначе после того, как двигатель нагреется, то клапаны будут работать не так, как задумывалось инженерами. Поэтому делается так называемый тепловой зазор между деталями клапанного механизма и распредвалом. Регулировка этого зазора и называется «регулировкой клапанов».
Если клапаны не отрегулированы, то это может привести к увеличению расхода топлива
Зачем нужна регулировка клапанов
Регулировка клапанов требуется для своевременного их срабатывания и правильной работы двигателя. Если же клапаны не отрегулированы, то могут быть неприятные последствия.
Кроме того, «неправильные» зазоры могут ухудшить экологичность выхлопа: в выхлопную систему может попасть несгоревшее топливо. И это влияет не только на экологию, но на износ катализатора.
Когда нужна регулировка клапанов
Следует вовремя осуществлять регулировку клапанов. На старых машинах она делается примерно раз в 60-80 тыс. км пробега (но все зависит от конструкции двигателя, манеры езды водителя, периодичности обслуживания и пр).
Поэтому автовладельцу стоит обращать внимание на симптомы, которые указывают на необходимость регулировки.
- Характерный металлический стук при работе двигателя (особенно в случаях, когда он не проходит при прогреве мотора).
- Снижение мощности и, соответственно, ухудшение разгона.
- Повышенный расход топлива.
- Неустойчивые обороты на холостом ходу.
Конечно, эти признаки могут говорить как о «неправильном» тепловом зазоре, так и о других неисправностях. В любом случае игнорировать их не стоит.
👉 Форсунки двигателя: основные виды и частые неисправности
Как регулируют клапаны
Способов регулировки несколько. Расскажем про самые распространенные из них.
- Автоматическая регулировка. На современных автомобилях регулировка клапанов обычно делается «сама». Для этого двигатели оснащаются так называемыми гидрокомпенсаторами. Эти устройства поддерживают заданный тепловой зазор, используя давление моторного масла.
- Регулировка винтами. В этом случае мастер использует регулировочный винт на толкателе, который взаимодействует с клапаном. Винт вращается и либо приближается к клапану, уменьшая зазор, либо отдаляется от него, а зазор, соответственно, увеличивается. Для контроля зазора используется специальный щуп.
- Регулировка шайбами. Толкатель снимается, и под него подкладывается тонкая металлическая шайба.