Топ-менеджер РОАД Чикин: в 2025 году российский авторынок упадет на 25%
Повышение ключевой ставки ЦБ и утилизационного сбора ожидаемо привели к падению покупательской способности. Что происходит в автосалонах и каких изменений ждать в ближайшее время
Фото: Autonews.ru
Продажи на авторынке России за первую неделю ноября просели на 25%, а в столице — на целых 42%, сообщил Autonews.ru исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Игорь Чикин. Он связывает это прежде всего с повышением ставок утилизационного сбора и прогнозирует сокращение авторынка в следующем году на четверть.
Никто не покупает
«Все, кто хотел приобрести автомобиль, сделали это в сентябре—октябре, когда мы наблюдали практически 50-процентный рост. То, что дилеры завезли после повышения утильсбора, частично продается, но дальше мы определенно ждем падения продаж», — сообщил Чикин.
Среди автомобилей, которые продаются лучше всего, эксперт назвал модели нижнего и среднеценового сегмента: «Автомобили стоимостью выше 4 млн руб. покупаются достаточно скудно».
Новое не везут
По словам представителя РОАД, активный ввоз автомобилей дилеры уже притормозили. Пока рынок падает, поставки будут точечными. Что касается машин из старого завоза, то львиную долю из них ретейлеры намерены реализовать до Нового года. В особенности это касается тех, кто привез большое количество автомобилей и может продавать их без существенного увеличения стоимости.
«Впрочем, ряд продавцов, успевших привезти машины до повышения ставок, уже заложили грядущий рост «утиля» в стоимость, дабы компенсировать дальнейшее подорожание. Те, кто сидит на маленьких продажах, торгуют с ощутимо большей наценкой», — добавил Чикин.
Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич отмечает, что продажи в ноябре в столице сократились на 20–30%. При этом, по данным агентства «Автостат», количество регистраций автомобилей на прошлой неделе упало на 42% в сравнении с последней неделей октября.
«Падение связано с высоким спросом сентября, который привлек потенциальных клиентов возможностью купить автомобиль по старым ценам. Это, в свою очередь, отразилось на росте и числа регистраций в октябре. Также спад продаж обусловлен ростом ключевой ставки ЦБ, что привело к сокращению корпоративных продаж из-за высокой стоимости лизинга и снижению доступности автокредитов по причине высоких ставок и ужесточения требований к заемщикам», — сообщил в беседе с Autonews.ru Терлюкевич.
По его мнению, очередное повышение утилизационного сбора с января 2025 года неминуемо приведет к росту цен и негативно повлияет на потребительский спрос.
Запасы дорожают
Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский в беседе с Autonews.ru отметил, что «темпы контрактования снизились у всех игроков еще в конце октября, но благодаря инерции по сделкам показатели продаж были нормальными, хотя и в текущей ситуации наблюдается охлаждение рынка».
По его словам, на рубеже 2024–2025 годов у дилеров останется большой запас автомобилей, который позволит на какое-то время сохранить цены при переходе на продажи после Нового года.
«Продажи в декабре—январе будут зависеть от ставки Банка России. Скорее всего, они будут на уровне октября или чуть ниже», — резюмировал собеседник.
Падение покупательской активности подтвердил и заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев. По его словам, «охлаждение продаж и снижение трафика началось во второй половине октября и продолжилось в ноябре». Среди причин, оказавших влияние на спад автопродаж, он назвал сложности с финансированием сделок у физлиц, рост цен и высокую стоимость кредитов для всех участников рынка.
«В настоящее время на складах у дилеров скопились запасы автомобилей, выкупленные по старым ценам, которые рассчитаны ориентировочно на полтора месяца продаж. С учетом их высокой оборачиваемости до Нового года все будет распродано», — добавил эксперт.
Дальше — хуже
Тюктеев уверен, что в декабре будет реализовано более 150 тыс. новых автомобилей, а в январе — вдвое меньше: «И это с большой долей оптимизма, ведь цены еще вырастут вместе с ключевой ставкой».
Исполнительный директор РОАД Игорь Чикин спрогнозировал грядущее падение рынка на 25%, при этом в новом году дилеры могут столкнуться с более серьезным спадом продаж.
«В следующем году, по самым оптимистичным прогнозам, мы ожидаем, что продажи окажутся на уровне 1,2 млн автомобилей (в 2024-м, согласно базовому прогнозу агентства «Автостат», в России будет продано 1,54 млн машин, а по оптимистичному — 1,6 млн. — Autonews.ru)», — резюмировал он.