На российском автомобильном рынке наступили сложные времена, причем самый тяжелый удар приходится на премиальный сегмент. Что ждет его в будущем, и какие решения уже сейчас предлагают новые игроки
Фото: Autonews.ru «Юность», «Тарзан» и другие: что на очереди после возрождения «Москвича» Угоны 19 мая Самые хитрые и наглые способы угона автомобилей в России. Видео Тонировка 20 мая Наказание ГИБДД, о котором мало кто знает: ставят специальные метки Конспекты 20 мая Что такое классы автомобилей: в чем их разница
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в минувшем апреле продажи новых автомобилей в России сократились на 78,5% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Всего на учет встало лишь 28 тысяч экземпляров: антирекорд, перебивший даже пандемийный апрель 2020-го, когда дилерские центры просто не работали. Это падение обусловлено как приостановкой производства на большинстве локальных предприятий (в основном из-за разрыва цепочек поставок импортных компонентов), так и прекращением импорта многих зарубежных моделей.
Практически все российские заводы простаивают, но рано или поздно они должны заработать снова, чтобы выпускать доступные и массовые модели. Так, на днях было объявлено о возрождении бренда «Москвич», а популярный кроссовер Renault Duster должен получить шильдик Lada и переехать в Тольятти, но все-таки остаться в строю.
А вот в верхних сегментах рынка пока царит полная неопределенность. Например, среди уже наложенных санкций есть запреты на ввоз автомобилей из США дороже 50 тысяч долларов, из Европы дороже 50 тысяч евро, а из Японии — тех, чья стоимость превышает 6 миллионов иен, то есть около 47 тысяч долларов по текущему курсу. В рублевом эквиваленте речь идет о диапазоне от 3,5 до 4 миллионов. Эффект заметен уже сейчас: в портах Бельгии и Финляндии заблокировано несколько тысяч автомобилей Mercedes-Benz, BMW, Cadillac, Lexus и Toyota, которые предназначались для поставки в Россию. По оценкам дилеров, имеющихся запасов хватит примерно до осени, а затем наступит период полной неопределенности.
Не факт, что это будет означать полный уход привычных брендов. Так, Минпромторг опубликовал список товаров, одобренных к «параллельному импорту», в который входят Mercedes-Benz, Land Rover, Porsche и многие другие. Но как все это заработает в реальности, попадут ли все эти машины в Россию и сколько будут стоить, пока никто не знает.
Еще сложнее обстоят дела со статусом этих автомобилей. Большинство официальных представительств зарубежных брендов находится в режиме ожидания: заморожено не только локальное производство, но и какая-либо публичная активность.
На этом фоне выделяются китайские бренды вроде EXEED: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, с января по апрель 2022 года премиум-бренд EXEED показал феноменальный рост в 277% и занял 17 место в списке самых популярных марок России. Среди других марок «в плюс» смогли выйти только Geely (+13%) и Isuzu (+106%).
Да, здесь сказывается эффект низкой базы (год назад у китайцев был единственный кроссовер TXL, а теперь сразу три модели), но все же позади остались такие марки, как Audi, Peugeot, Citroen, Suzuki, Lexus и многие другие. При этом представители бренда подчеркивают, что останавливать поставки не собираются: в условиях падающего и практически брошенного на произвол судьбы рынка это звучит почти фантастически.
Сказаться здесь могла и относительно гуманная ценовая политика. Нестабильный курс рубля в феврале-марте заставил всех без исключения производителей пересмотреть прайс-листы — и корректировать их обратно пока никто не спешит, несмотря на мощное укрепление российской валюты в течение последних недель.
Ведь подавляющее большинство логистических цепочек до сих пор оборвано, заводы простаивают, и даже те марки, которые решили не уходить из России, пока не готовы объявить, как именно будут выстраивать бизнес. Иными словами, практически все запасы на дилерских складах — практически неприкосновенные, и только «китайцы» дружно заявляют, что никакого дефицита у них не будет. В подтверждение своих слов не только избегая грабительских накруток, но и делая скидки.
Второй вопрос — что будет с обслуживанием. Свежий пример внезапного и тотального ухода Renault из России показывает, что даже очень тесные экономические связи с отечественным рынком не страхуют от внезапных поворотов сюжета. Вроде бы ремонт французских машин теперь должен лечь на плечи Lada, но как и в какой форме это будет реализовано — непонятно.
И отдельно здесь стоит подчеркнуть, что мы говорим о компании, которая владела контрольным пакетом «АвтоВАЗа», то есть перестройка процессов должна в этом случае даваться легче. А что будет в аналогичной ситуации с условными Volkswagen или Mercedes-Benz?
На этом фоне политика «китайцев» выглядит по меньшей мере агрессивно. Они не только не останавливают поставки уже известных моделей, но и анонсируют выход новых в самое ближайшее время — например, это кроссоверы Haval, Changan, JAC, EXEED и многие другие.
И это не так тревожно, как некоторые до сих пор продолжают думать. Возможно, замена европейских и японских моделей китайскими окажется почти безболезненной: за несколько последних лет автомобили из КНР сумели совершить тот самый долгожданный скачок в качестве. Тут спасибо целому комплексу факторов — китайцы откинули гордость, заручились инженерной и дизайнерской поддержкой западных компаний, а сами начали слушать обратную связь от клиентов, быстро и старательно внося изменения. Сработало!
Поэтому продолжающаяся даже сегодня экспансия на российский рынок выглядит вполне позитивно: кажется, у нас все еще будут достойные машины с достойным сервисом. И гарантия того же EXEED на 7 лет или 200 тысяч километров пробега здесь выглядит уже не маркетинговой бравадой, а сознательной работой на дальнюю перспективу.
Опять же, в новой реальности важна не только сама гарантийная программа, но и возможность ее реализации. Уже сейчас многие сервисы столкнулись с дефицитом оригинальных запчастей: те, что есть в наличии, кратно возросли в цене, иных просто нет, а сроки поставок не определены. По оценкам экспертов, уже летом подорожание деталей составит от 50 до 70 процентов относительно начала года, и дальше рост только продолжится.
Проще говоря, уже сейчас ремонты чуть сложнее регулярного ТО могут вылиться в большие проблемы: не факт, что вашу машину смогут обслужить по гарантии, а если смогут — работы рискуют затянуться на неопределенный срок. Выручить могут аналоги из того же Китая: прямо сейчас регламенты гарантийного обслуживания большинства марок их не разрешают, предписывая использование только оригинальных деталей, но все может довольно быстро измениться. И здесь снова в выигрыше окажутся производители из КНР, для которых китайские запчасти и есть «родные».
Наконец, в условиях ценовой турбулентности и повышения кредитных ставок особую важность приобретают новые финансовые инструменты — и тут китайские производители тоже прилагают большие усилия для того, чтобы их машины купили даже люди, не имеющие полной суммы на руках. Так, у EXEED заключено партнерство с многими российскими банками и разработана масса различных финансовых программ — кредиты, рассрочки, trade-in и так далее. Иными словами, если для многих дилеров привычных брендов сейчас главная задача заработать максимум на остатках запасов, то «китайцы» делают все, чтобы продать побольше машин.
Получается, что возможная смена автомобильной парадигмы не так и страшна. Да, современную Россию невозможно представить без McDonalds, Mercedes-Benz или Apple. Но по крайней мере в том, что касается автомобилей, китайские производители действительно вышли на серьезный уровень — как самого продукта, так и всего, что касается его сопровождения. Окажется ли будущее непривычным? Вполне вероятно. Но его точно нельзя будет назвать плохим.