Возможность вернуть автоматическую фиксацию и штрафы за превышение средней скорости обсудили в Госдуме. Идею поддержали профильные министерства: что важно знать каждому водителю
Фото: ГК «Автодор» Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица Москвич 19 января Стали известны цены на «Москвич 3е» и подробности о комплектации Знаки 20 января Какие новые дорожные знаки появятся в России в 2023 году Ремонт автомобилей 19 января Ушедшие концерны начали отключать Россию от программ для ремонта машин
Возможные планы по возврату штрафов за превышение средней скорости на отдельных участках дорог обсудили представители профильных министерств на «круглом столе» в Госдуме. Встреча чиновников и экспертов была организована думским комитетом по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры для сбора мнений по контролю средней скорости, передает корреспондент Autonews.ru. Президиум возглавили председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев, его первый заместитель Рифат Шайхутдинов и депутат от партии «Единая Россия» Сергей Тен. Большинство участников поддержали возврат такого вида контроля и наказания за нарушение. Разбираемся, к чему готовится автомобилистам и когда ждать забытых штрафов от ГИБДД.
Единого мнения в правительстве по средней скорости нет
Фиксация нарушения средней скорости в России велась с 2013 по июнь 2021 года. При проезде подконтрольных отрезков быстрее допустимой средней скорости водители получали штрафы. Их выписывали на основании статей КоАП за превышение «обычной» скорости. Например, за «среднее» превышение на 20–40 км/час наказывали на 500 руб.
Однако в 2021 году в ГИБДД перестали оформлять такие постановления — поводом стала позиция Верховного суда, изложенная в постановлении от 7 октября 2019 года № 36-АД 19-3. Суд указал на пробелы в российском законодательстве в части неурегулированности вопросов, связанных в том числе с установлением места совершения административного правонарушения. Это, в свою очередь, вызывало вопросы о том, в каком суде оспаривать постановления. Кроме того, самой формулировки не оказалось в КоАП. В правительстве в 2021 году дали поручение МВД, Минюсту и Минтрансу решить эту проблему, однако позиции ведомств разошлись и единого мнения в парламенте сформировать так и не получилось.
Например, в Минюсте и МВД посчитали, что для «легализации» понятия средней скорости изменения в КоАП вовсе не нужны, а достаточно ограничиться соответствующими постановлениями правительства. Об этом заявила представитель Минюста Дарья Зайкина. Чтобы решить судьбу средней скорости и было решено провести «круглый стол»: так, в Госдуме считают, что бюрократические и законодательные вопросы можно решить, если в целом позиции ведомств будут совпадать.
Правительство Москвы и Минтранс выступили за возврат штрафов за среднюю скорость
В правительстве Москвы поддержали возврат к контролю средней скорости. Об этом рассказал представитель госоргана Владимир Карпов. По его словам, с 2019 года по июнь 2021 года в Москве контроль средней скорости был организован на 30 участках. Каждый участок представлял согласованные с ГИБДД зоны. Наибольшее количество зон контроля было сконцентрировано в потенциально опасных местах, в том числе в туннелях — 14 таких отрезков.
«Иные устройства, в том числе мобильные, в туннеле установить затруднительно. При этом в тоннелях есть опасные повороты, где часто происходят аварии», — отметил Карпов.
Еще шесть зон контроля было организовано в наиболее опасных местах, в том числе на МКАД и Кутузовском проспекте. Всего за это время, по словам Карпова, за превышение средней скорости было привлечено к ответственности более 750 тыс. водителей.
«Все было отключено летом 2021 года. Поводом стало о прекращении контроля строилось на том, что участок контроля можно объехать и что в протоколе отсутствует точное место правонарушения. Но объехать места контроля было невозможно, все участки контроля были закрытыми и непродолжительными их максимальная длина составляла 3 км. Местом нарушения мы указывали последнюю точку контроля», — отметил представитель правительства Москвы.
По его словам, сейчас в Москве камеры умеют фиксировать около 60 видов нарушений ПДД. Но потребность в фиксации средней скорости, по его словам, сохраняется.
«Контроль нужен в том числе в тоннелях, на эстакадах, там, где нужно исключить возможность разгона и торможения перед камерами. А также в районе больниц, детских учреждений. При этом необходимо продумать алгоритмы, чтобы исключить какую-либо двусмысленность. У водителей не должно быть возможности съехать с контролируемого отрезка», — заключил Карпов.
В Минтрансе России также заявили, что выступают за возврат контроля средней скорости на российских дорогах и оформления штрафов за ее превышение.
«Вопрос (о возврате штрафов за среднюю скорость. — Autonews.ru) перезрел, мы его поднимаем регулярно, поскольку цифры по совершению ДТП пугающие и единственный доступный метод на федеральных трассах — это установка автоматических дорожных камер. К этому вопросу нужно возвращаться и решать его. Альтернативные методы борьбы с ДТП исчерпаны. Мы неоднократно выступали «за» и готовы еще раз подолбиться в эту дверь», — озвучил позицию министерства замдиректора департамента дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов.
Подмосковье просит вернуть контроль
В Минтрансе Московской области также поддержали идею о возврате контроля средней скорости. Представитель ведомства Виталий Рязанов привел статистику, согласно которой в регионе работает более 1,65 тыс. автоматических комплексов фото-видеофиксации. При этом, по его словам, аварийность удалось снизить благодаря в том числе фиксации средней скорости. Так, в Подмосковье такой контроль также вели с 2019 до середины 2021 года на 174 участках общей протяженностью 600 км.
«Количество обжалований было минимально. За это время количество ДТП на них сократилось на 45%. Кроме того, на 48% снизилось количество погибших и раненных в ДТП, при этом не было зафиксировано ни одной автоаварии, связанной с наездом на пешеходов», — сказал Рязанов.
В областном Минтрансе предложили возобновить практику фиксации средней скорости на вылетных магистралях, а также на дорогах, проходящих через населенные пункты и расположенных вблизи различных соцобъектов — от школ и детских садов, до торговых центров, а также на федеральных трассах, таких, как А-107 — Московское малое кольцо. Контроль использовали на участках от 1 до 5 км.
В качестве эффективности примера в ведомстве привели пример трассы М3 «Украина» 82-85-й км — до включения контроля в 2017-2019 гг были погибшие и ДТП. С началом контроля средней скорости на этом участке не было зафиксировано ни одного ДТП. После отключения контроля статистика вернулась.
«Контроль средней скорости на протяженных участках дорог доказал свою эффективность в снижении количества ДТП, раненых и погибших. Зачастую это единственный действенный способ ограничения скорости в аварийных местах, где отсутствует техническая возможность установки стационарных и передвижных комплексов. На данный момент не менее 150 участков нуждается в таком контроле», — сообщил представитель Минтранса области.
Производители дорожных камер и ученые за среднюю скорость
Выступили на «круглом столе» и представители Высшей школы экономики (ВШЭ). Согласно проведенному исследованию, при расчете снижения показателей аварийности на одну установленную камеру, метод контроля средней скорости оказался от 1,3 до 1,6 раз более эффективен по сравнению с камерами на мгновенную скорость. Это объясняется возможностью контролировать участки дороги большей протяженности, в то время как зона контроля камер на мгновенную скорость существенно ограничена.
Особенно высока эффективность контроля средней скорости, когда скорости движения выше и фактор превышения разрешенной скорости становится более существенным: в летний период, в ночное время суток, за пределами населенных пунктов, считают в ВШЭ.
«Метод контроля средней скорости позволяет не только фиксировать правонарушения и снижать количество ДТП, но и влияет на манеру вождения в целом — движение транспортного потока становится более равномерным, снижается так называемый эффект «кенгуру»: торможение перед камерой и разгон после). Равномерное движение потока может быть одним из факторов, способных предотвратить опасное вождение и возникновение аварийно-опасных ситуаций», — считают в ВШЭ.
Выступили с предложениями и участники организации «Око», которая объединяет производителей дорожных камер. Там напомнили, что уже предлагали поправки как в действующий, так и в новый КоАП относительно средней скорости. Так, там предложили законодательно зафиксировать возможность установки таких камер только там, где нет возможности для альтернативного проезда. Местом совершения правонарушения считать окончательное участка контроля — место контроля второй камерой.
После сбора всех позиций в Госдуме планируют сделать следующие шаги в решении вопроса о возможном возврате штрафов за среднюю скорость. Как ожидается, протокол направят в правительство России в виде обращения.