В ГИБДД раскритиковали привычку водителей необычно застегивать ремень безопасности. Там предупредили: если пропускать ремень под левую руку, то за это оштрафуют. Причем постановления за нарушение придет с камер
Фото: Autonews.ru Что такое классы автомобилей: в чем их разница Премиум 20 мая Возвращение королей. Ультралюкс из прошлого, возрожденный в наши дни Отечественный автопром 19 мая «Юность», «Тарзан» и другие: что на очереди после возрождения «Москвича» Конспекты 18 мая Преимущества и стоимость атермальной тонировки
В ГИБДД оценили новую привычку российских автомобилистов нестандартно использовать ремень безопасности. По запросу Autonews.ru в ведомстве изучили необычное положение ремня у водителей, а также их претензии по поводу полученных за это штрафов с камер. Как сообщили в Госавтоинспекции, оформленные постановления о штрафах в 1 тыс. руб. по ст. 12.6 КоАП в таком случае полностью правомерны.
Поводом для обращения стали жалобы водителей на несправедливые, по их мнению, штрафы. Например, одна из автомобилисток опубликовала фотографию из своего Porsche с пропущенном под рукой ремнем и рассказала о трех штрафах с камер за непристегнутый ремень. При этом дама уверена, что никого нарушения в этом нет. О схожей ситуации рассказал еще один водитель — его отец, который пристегивается аналогичным образом, в период с 8 по 11 мая оказался должен за это нарушение порядка 18 тыс. руб. Если учесть, что размер штрафа составляет 500 руб., это означает, что камеры сфотографировали мужчину 36 раз.
Согласно полученному от МВД России объяснению (ведомство согласовывает все полученные от ГИБДД ответы), в силу пункта 2.1.2 ПДД, водитель при движении на оборудованном ремнями безопасности транспортном средстве должен быть пристегнут.
Как отметили в ведомстве, в соответствии с пунктами 2.1, 2.1.3 ГОСТ Р 41.16.2005 (Правила ЕЭК ООН № 16) ремень безопасности — приспособление, состоящее из лямок с запирающей пряжкой, регулирующих устройств и деталей крепления… которое сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения уменьшить опасность ранения пользователя ограничением возможности перемещения его тела. Такое устройство обычно обозначает термином «комплект ремня».
Согласно документу, ремень безопасности может быть поясным, с креплением в двух точках охватывающим туловище пользователя на высоте таза. Также различают диагональный ремень, который охватывает грудную клетку по диагонали от бедра до противоположного плеча. Бывает и ремень с креплением в трех точках, который сочетает в себе поясной и диагональный ремни.
«Таким образом, использование ремня безопасности в рассматриваемом в обращении случае может быть квалифицировано как нарушение правил его применения», — решили в ГИБДД.
В качестве примера в Госавтоинспекции привели одно из постановлений Вологодского областного суда. Там автомобилист пытался оспорить полученный штраф на основании того, что диагональный ремень был пристегнут (при этом поясной ремень находился за спиной водителя). Тогда суд пришел к выводу, что такое положение ремня не признается надлежащим выполнением требований пункта 2.1.2 ПДД.
«В соответствии со статьей 12.6 КоАП управление автомобилем водителем, непристегнутым ремнем безопасности, если конструкцией предусмотрены ремни безопасности, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей», — подытожили в ГИБДД.
Что говорят юристы про странные ремни
Многие водители полагают, что неправильное расположение ремня нарушением не является. Но это не так.
«Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» предусматривает требования к ремням безопасности и их креплениям: они защищают пользователей от соскальзывания с плеча правильно надетого ремня. А неправильное применение ремней не может обеспечить безопасность при движении ни пассажиру, ни водителю. Поэтому такие действия считаются нарушением и обоснованно влекут наказание», — рассказала Autonews.ru руководитель практики уголовного и административного права Амулекс.ру Любовь Шебанова.
👉 «Лучше быть выброшенным из машины»: почему водители не пристегиваются
Эксперт также напомнила, что возможность оформить штраф с помощью данных от дорожных камер предусмотрена законодательством об административных правонарушениях.
«Оформление происходит аналогично фиксации нарушений скоростного режима или расположения транспортных средств на проезжей части, — уточнила ЛюбовьШебанова. — Поскольку конструкция ремней безопасности также должна обеспечивать возможность в любое время пристегнуться водителю или пассажиру, как и регулировать ремень, нет никаких ограничений на количество возможных штрафов в течение нескольких минут или часов. При фиксации одного и того же нарушения в разных местах это логично и обосновано».
В свою очередь в Ассоциации производителей дорожных камер «Око» отметили, что современные производители автомобилей строго прописывают правила использования ремней безопасности, которые водитель обязан соблюдать. К примеру, в руководстве по эксплуатации к большинству моделей указано, что водителю и пассажиром необходимо отрегулировать спинку сидений так, чтобы диагональный ремень всегда плотно прилегал к телу и проходил через середину плеча.
«Если водитель будет пропускать ремень под руку, такие действия будут подпадать под состава ст. 12.6 КоАП РФ, — управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности. Поскольку водитель эксплуатирует ремень безопасности способом, противоречащим его техническим характеристикам», — сообщили в «Око».
Что касается риска получить несколько повторных штрафов за непристегнутый ремень в течение дня, то в Ассоциации напомнили: если нарушение зафиксировано в разное время и на разных участках дорог, то все вынесенные постановления о штрафах имеют законную силу.
В Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) в беседе с Autonews.ru также подтвердили, что штрафы за непристегнутый ремень безопасности выписывают с каждой камеры, которая зафиксирует нарушителя.
В каких регионах приходят штрафы за непристегнутый ремень
Практика использования камер для фиксации ремней работает во многих регионах. Например, в Татарстане и Тамбове. При этом количество таких умных камер постоянно растет: для современной камеры достаточно провести обновление функционала, а не заменять комплекс целиком. К примеру, в Москве в 2020 году таких комплексов было восемь (их адреса первым сообщал Autonews.ru), в феврале 2022 года их количество увеличилось до 362 штук, то уже в мае их количество достигло 450 единиц. Информацию об этом подтвердили Autonews.ru в Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД).
«Сейчас 450 дорожных камер фиксируют езду с непристегнутым ремнем безопасности и использование телефона за рулем. Это сертифицированные комплексы фотовидеофиксации», — подтвердили в пресс-службе ЦОДД.
Подробный список адресов с умными камерами можно найти в материале:
В Москве стало на четверть больше камер, штрафующих за ремень