Домой Авто Что такое вязкость моторного масла и как она расшифровывается

Что такое вязкость моторного масла и как она расшифровывается

85
0

Все о вязкости масла: что это такое, как измеряется, как выбрать

Вязкость масла. Любой автовладелец сходу ответит, какая она была на предыдущем техобслуживании. Однако определение этого термина и правильный подбор характеристик куда глубже запоминания привычных цифр на канистре


            Что такое вязкость моторного масла и как она расшифровывается

Фото: Shutterstock

  • Что такое вязкость масла
  • Расшифровка вязкости масла
  • Индекс вязкости масла
  • Кинематическая и динамическая вязкость масла
  • Комментарий эксперта
  • Что такое вязкость масла

    Вязкость масла — это величина, определяющая сопротивление, возникающее при взаимном перемещении слоев относительно друг друга. Ближайший бытовой синоним этого технического термина — густота. То есть, чем выше показатель вязкости масла, тем более оно густое. Вязкость является одной из важнейших характеристик моторного смазочного материала и напрямую зависит от температуры — как внешней, так и рабочей. Определяет, среди прочего, пригодность к эксплуатации масла в той или иной климатической зоне.

    Расшифровка вязкости масла

    Для классификации моторных масел по вязкости существует несколько мировых стандартов. Рассмотрим два наиболее актуальных для нас: SAE и API.

    Классификация вязкости масла по SAE

    SAE расшифровывается как Society of automotive engineers — общество автомобильных инженеров. Это американская организация, основанная в начале прошлого века (1905-й год) с целью технической кооперации, обмена опытом и идеями. На сегодняшний день SAE — один из крупнейших мировых регуляторов стандартов наземного, водного, авиационного и даже космического транспорта. Именно SAE внедрил всем известную классификацию по вязкости моторных масел SAE J300, которую указывают в документации и на канистрах по всему миру. Общее представление о классификации моторных масел по SAE дает следующая таблица.

    Приведенная таблица является ориентировочной. Современная химическая промышленность выпускает огромное количество всевозможных смазочных материалов для ДВС, и свести их характеристики в единую наглядную инфографику практически невозможно. В данной статье мы рассматриваем основные типы моторных масел, актуальные для рядового потребителя в нашей стране.

    
            Что такое вязкость моторного масла и как она расшифровывается

    Автомобильные масла по SAE можно вполне четко разделить на три ключевые группы: зимние, летние и всесезонные. К зимним, имеющим индекс «W» (winter — зима) относятся масла с вязкостью от 0W до 20W. Хотя последнее вполне можно считать всесезонным с узкими допусками по температурам. Летние не имеют литеры «W», а обозначаются просто как SAE 30 и SAE 40. Наконец, всесезонные масла с широким температурным диапазоном составляют абсолютное большинство сортов, и маркируются буквенно-символьным обозначением с дефисом: от 0W-30 до 15W-40. По аналогии с летними и зимними, первое число с приставкой «W» обозначает нижний температурный предел эксплуатации, а второе число — верхний.

    Несмотря на частичное совпадение второй группы чисел (после дефиса) с фактическим температурным допуском, нужно знать, что цифры не указывают конкретные градусы. Все обозначения связаны с вязкостью и интерпретируются исключительно с точки зрения инженерной документации SAE.

    Классификация масел по API

    API также является организацией, регулирующей допуски на различные параметры горюче-смазочных материалов. API — это аббревиатура от American petroleum institute (Американский институт нефти). В отличие от общей транспортной проблематики SAE, исследования API сфокусированы именно на горюче-смазочных материалах. Таблица допусков моторных масел по API, включая самые последние SM, SN и SP, приведена ниже.

    Допуск Статус Описание SP Актуален Представлен в мае 2020 года и предназначен для обеспечения защиты от раннего зажигания на низкой скорости (LSPI), защиты от износа цепи привода ГРМ, улучшенной защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений, а также более строгого контроля образования шлама и лака. API SP с приставкой Resource Conserving соответствует ILSAC GF-6A, сочетая характеристики API SP с улучшенной экономией топлива, защитой системы контроля выбросов и защитой двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до E85 (октановое число 105-108). SN Актуален Для автомобильных двигателей 2020 года и старше. SM Актуален Для автомобильных двигателей 2010 года выпуска и старше. SL Актуален Для автомобильных двигателей 2004 года выпуска и старше. SJ Актуален Для автомобильных двигателей 2001 года выпуска и старше. SH Устарел ВНИМАНИЕ : Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1996 года. Не может обеспечить достаточную защиту от образования отложений, окисления или износа в двигателе. SG Устарел ВНИМАНИЕ : Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1993 года. Не может обеспечить достаточную защиту от образования отложений, окисления или износа в двигателе. SF Устарел ВНИМАНИЕ : Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1988 года. Не может обеспечить достаточную защиту от накопления отложений в двигателе. SE Устарел ВНИМАНИЕ : Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1979 года. SD Устарел ВНИМАНИЕ : Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1971 года. Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению. SC Устарел ВНИМАНИЕ : Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1967 года. Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению. SB Устарел ВНИМАНИЕ : Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1951 года. Использование в более современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению. SA Устарел ВНИМАНИЕ : Не содержит добавок. Не подходит для использования в большинстве бензиновых автомобильных двигателей, выпущенных после 1930 года. Использование в современных двигателях может привести к неудовлетворительной работе или повреждению.

    Подобная таблица есть и для масел, предназначенных для дизельных двигателей. Актуальные допуски для дизельных масел по API: CH-4, CI-4, CJ-4 и CK-4 (последний — самый новый, для двигателей от 2017 года). Как можно видеть, классификация у API принципиально отличается от таковой у SAE. Вместо разделения по вязкости с привязкой к климатическим условиям, указываются года выпуска и условный уровень технологичности двигателей. Очевидно, что при огромном разнообразии моторов и условий их эксплуатации, такая маркировка сама по себе является значительно менее точной. Поэтому, подбор масла всегда должен осуществляться с учетом как допуска по API, так и вязкости по SAE.

    Помимо SAE и API, в мире существуют еще несколько классификационных стандартов моторных масел. Например, ACEA, JASO, ILSAC. Однако на российском рынке наиболее популярными считаются именно SAE/API. Маркировка допусков по ACEA может быть указана не везде, а JASO и ILSAC практически неизвестны рядовому российскому покупателю.

    
            Что такое вязкость моторного масла и как она расшифровывается

    Индекс вязкости масла

    Индекс вязкости — еще одна характеристика, определяющая различия текучести масла в зависимости от температуры. Однако важно не путать индекс вязкости масла с его общеизвестным индексом по SAE. Индекс SAE предполагает определение вязкости в конкретных единицах — сантистоксах (сСт). Сантистокс является физической единицей общепризнанной международной системы СГС («сантиметр-грамм-секунда»). Тогда как индекс вязкости — это сравнительная величина, имеющая отражение в условных единицах VI (Viscous index, буквально «индекс вязкости»).

    Для определения индекса вязкости масла используется сравнение испытуемого образца с эталоном при температурах от 40 до 100 градусов Цельсия. По результатам масло получает тот или иной индекс вязкости. Чем выше индекс вязкости — тем стабильнее масло во всем допустимом диапазоне его применения. Для примера, масло с низким VI будет густеть при нижнем пороге температуры применения, и становиться слишком жидким при пиковой температуре. Масло с высоким индексом вязкости будет не сильно густеть зимой и не сильно разжижаться в жару.

    Чтобы не запутаться, можно запомнить так: вязкость по SAE определяет допустимые границы температуры воздуха для эксплуатации масла в принципе. Тогда как индекс вязкости отражает, насколько масло будет стабильно во всем этом диапазоне. Если упрощенно, то индекс вязкости — это условный индикатор качества масла. Средний показатель VI для современных синтетических всесезонных масел лежит в пределах 150-180 единиц. Редкие дорогие масла могут иметь 200 и даже 240 единиц.

    Кинематическая вязкость масла и динамическая

    Кинематическая и динамическая вязкость масла — значения, определяющие цифровые индексы сортов масла по SAE. К примеру, в классическом всесезонном 5W30 цифра «5» будет обозначать динамическую вязкость, а «30» — кинематическую. Следуя вышеприведенной таблице соответствия, это масло применимо для климата с разницей температур от -35 до +35. Рассмотрим оба параметра подробнее.

    Динамическая вязкость масла

    Еще обозначается как абсолютная вязкость. Показывает силу, возникающую при взаимном сдвиге двух слоев масла со скоростью 1 см/с в промежутке 1 см. Измеряется в паскаль-секундах (Па·с) с использованием специального прибора — ротационного вискозиметра. Результаты переводятся в привычные числа с приставкой «W» и указывают «зимнюю» вязкость моторного масла. Чем больше показатель — тем гуще масло при отрицательных температурах. Соотношения динамической вязкости SAE с климатическими допусками следующие:

    • SAE 0W: до -40 градусов
    • SAE 5W: до -35 градусов
    • SAE 10W: до -30 градусов
    • SAE 15W: до -25 градусов
    • SAE 20W: до -15 градусов

    
            Что такое вязкость моторного масла и как она расшифровывается

    Кинематическая вязкость масла

    Она же высокотемпературная вязкость. Характеризует время, за которое через тарированное отверстие в измерительном приборе (тоже вискозиметре, но другого вида) пройдёт некоторое количество масла. Измеряется так же в сантистоксах (сСт), или, в качестве альтернативы — квадратных миллиметрах в секунду (1 мм²/c). Используется для определения сорта масла в ту или иную «летнюю» категорию. Тест масла происходит в различных «горячих» режимах, вплоть до 150 градусов. Логика цифр такая же, как и в случае с динамической вязкостью: чем выше значение, тем масло гуще. По классификации SAE кинематическая вязкость сводится к следующим соответствиям внешним температурам:

    • SAE 30: до +35 градусов
    • SAE 40: до +40 градусов

    Комментарий эксперта

    Свое видение на некоторые популярные вопросы по маслу озвучивает Юрий Галкин, начальник управления продуктового развития «Газпромнефть — смазочные материалы».

    Можно ли смешивать масла одного допуска, но разной вязкости?

    «Моторные и трансмиссионные масла производят в соответствии с международными системами классификации. Они включают, в том числе, требования по вязкости продукции при различных температурах — отрицательных и положительных. Параметры необходимого масла подбираются разработчиками двигателя, трансмиссии или другого узла, для обеспечения их оптимальной работы в различных условиях.

    При смешивании разных масел, например, 0W-30 и 5W-40 одного класса/допуска, получится некая смесь с характеристиками вязкости, отличными от принятого стандарта. Ее параметры также будут зависеть от пропорций и изменения баланса присадок. Определить эффективность такого продукта вне лабораторных условий невозможно, а значит, нельзя прогнозировать, какое влияние на механизмы он окажет. Смешение масел различных производителей и композиций не рекомендуется, так как это может привести к ухудшению рабочих характеристик и смазочного материала, и узла.»

    
            Что такое вязкость моторного масла и как она расшифровывается

    Что происходит, когда вязкость масла выше или ниже нормы для определенного двигателя?

    «Однозначного ответа на этот вопрос нет. Одни двигатели рассчитаны на широкий перечень классов вязкости от 0W-20 до 20W-50 — в таком случае незначительное увеличение или уменьшение вязкости масла не приведет к серьезным проблемам.

    В другие двигатели нужно заливать только маловязкие масла. Например, гибридные автомобили или современные турбомоторы китайских производителей с прямым впрыском топлива (GDI) требуют масел только класса 0W-20. В таких двигателях подшипники особой конструкции, узкие масляные каналы, малые зазоры, другая производительность масляного насоса, и они рассчитаны на применение маловязких масел. Если заливать в них продукцию с более высокой вязкостью — вероятны проблемы с циркуляцией и смазыванием, что приведет к последующему ремонту. Также в этом случае масло с более высокой вязкостью несколько снижает КПД двигателя и увеличивает расход топлива.

    Третьи двигатели рассчитаны только на масла с высокой вязкостью: 5W-30/5W-40 и так далее — это преимущественно автомобили более ранних годов выпуска. Если в них использовать масло с меньшей вязкостью — это может привести к исчезновению масляной пленки на деталях механизмов, что повлечет нарушение работы двигателя и внеплановый ремонт с заменой узлов.

    При выборе масла важно следовать рекомендациям автопроизводителей и применять то масло, которое прописано в документах на технику».

    • Как и когда нужно менять масло в автомате

    • Какое масло меньше всего угорает в двигателе: ответ эксперта

    • Какое масло заливать в двигатель: дизельный, бензиновый, с большим пробегом

    • Промывка двигателя — что это такое, составы, когда требуется

    • Масложор: что это, причины, как избавиться от большого расхода масла

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь