ИНФОЛОМ/RuslomNews опубликовал рейтинг поставщиков металлолома внутреннего рынка ж/д транспортом. Для сравнения в нем представлены данные 2015 года, что позволяет рассмотреть ситуацию в динамике. Нижний порог входа в ТОП-10 не поменялся – по прежнему остается цифра 127 тыс. тонн. В чем отличие ситуации 2016 года?
Прежде всего, большая концентрация объемов у лидеров: если в 2015 году всего лишь 2 компании отгрузили более 200 тыс. тонн, то в 2016 году – уже 4. Отчасти это объясняется концентрацией финансовых ресурсов у крупнейших компаний и уходом с рынка части мелких игроков. Сыграл на руку крупным поставщикам и еще один фактор – снижение сбора лома через дочерние предприятия металлургических компаний. Увеличилась доля поставщиков лома из Москвы, упала – из Сибири и Урала. Поставщики из Татарстана ушли главным образом из-за перетока объемов на отгрузки лома речным транспортом и на завод в Набережных Челнах (примерно 20 тыс. тонн лома в месяц).
<em>Таблица 1. ТОП-10 независимых поставщиков рынка лома черных металлов в 2016 году</em>
1
ООО «Орис Пром «
276
2
ООО «Региональные грузоперевозки»
235
3
БАЛТЭКСКОМ/БАЛТМЕТКОР
234
4
ООО «ПК «ВТОРМЕТ»
230
5
ООО «Вторчермет»
187
6
ЗАО «Тройка-мет»
148
7
ООО «СтройМетЭко»
146
8
ООО «ВТОРМЕТ»
133
9
Akron Metal Group
133
10
ООО «ТрансЛом»
127
<em>Примечание: данные в тыс. тонн</em>
<em>Таблица 2. ТОП-10 независимых поставщиков рынка лома черных металлов в 2015 году</em>
1
ООО «Орис Пром «
311
2
ООО «ПК «Втормет»
252
3
ООО «ГК «ВТОРМЕТ»
168
4
БАЛТЭКСКОМ/БАЛТМЕТКОР
195
5
ЗАО «Тройка-мет»
160
6
ООО «СтройМетЭко»
156
7
ООО «Вторчермет»
143
8
ООО «ТрансЛом»
138
9
Akron Metal Group
129
10
ООО «ИРКУТСКИЙ ВТОРЧЕРМЕТ»
127
<em>Примечание: данные в тыс. тонн</em>
Рассмотрим теперь ситуацию с отгрузками лома через дочерние общества металлургических компаний. Общая отгрузка через дочерние общества составила 6023 тыс. тонн, тогда как в 2015 году – 6179 тыс. тонн. В условиях «рынка покупателя» содержать широкую сеть дочерних компаний менее выгодно, чем закупать лом с рынка, так что не удивительно, что объем отгрузки через них падает. Произошло частичное перераспределение объемов лома в пользу независимых ломозаготовителей.
В то же время программа вывода старых вагонов увеличила предложение лома со стороны структур РЖД.
<em>Таблица 3. Дочерние поставщики в 2016 году</em>
Вторчермет НЛМК
2 029
Профит
1 130
ЕВРАЗ
807
ТД РЖД
712
Группа ЧТПЗ(ООО Мета)
350
Северсталь-Вторчермет
204
ТМК
189
БМЗ
181
УГМК
120
Мечел
106
Металлоинвест
74
ОМК
61
ВМЗ КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ
28
РЭМЗ/ФЭСТ
19
Новоросметалл
10
ООО «Литий»(Концерн Тракторные Заводы)
3
<em>Примечание: данные в тыс. тонн</em>
<em>Таблица 4. Дочерние поставщики в 2015 году</em>
Вторчермет НЛМК
2 132
Профит
1 240
ЕВРАЗ
806
ТД РЖД
645
Группа ЧТПЗ(ООО Мета)
376
Северсталь-Вторчермет
224
ТМК
217
БМЗ
158
УГМК
110
ОМК
90
Металлоинвест
72
Мечел
61
РЭМЗ/ФЭСТ
27
ВМЗ КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ
11
Новоросметалл
6
ООО «Литий»(Концерн Тракторные Заводы)
5
<em>Примечание: данные в тыс. тонн</em>
В целом отгрузка лома ЖД транспортом в 2016 году несколько выросла до уровня 15926 тыс. тонн против 15644 в 2015 году, и есть основания полагать, что тенденция роста ломосбора продолжится и в 2017 году.