Домой Новости Высокие ставки операторов стимулируют конкуренцию вагоностроителей

Высокие ставки операторов стимулируют конкуренцию вагоностроителей

153
0

ИПЕМ провел анализ конкуренции в грузовом вагоностроении России. По оценкам Института, ключевым фактором конкуренции на рынке производства грузовых вагонов являются ставки операторов, а их сохранение на текущем уровне будет способствовать росту конкуренции между производителями.

По оценкам ИПЕМ, рынку грузовых вагонов свойственна низкая конкуренция: за последние 8 лет грузовые вагоны в России производили 27 предприятий. При этом, если в 1-м полугодии 2017 года индекс HHI для сферы производства грузовых вагонов был выше его медианного значения, характеризующего период 2010-2017 годов, то в 3 квартале этого года он на 9,5% ниже медианного.

В 3 квартале 2017 года наблюдается наиболее высокая степень конкуренции с 1 квартала 2015 года. Наименьшую конкуренцию на рынке производства грузовых вагонов ИПЕМ фиксирует во 2 квартале 2016 года, а текущее значение индекса HHI почти на 40% ниже показателя за тот период. Самая высокая конкуренция на рынке наблюдалась только в 2012-2014 годах, которые характеризовались высокими ставками потребителей – операторов грузовых вагонов – и высоким спросом на грузовые вагоны.

Рынок производства полувагонов отличается еще более низкой конкуренцией, чем рынок производства грузовых вагонов в целом: медианное значение индекса HHI полувагонов за период 2013-2017 годов почти в 2 раза выше медианного значения для грузовых вагонов в целом. Столь существенная разница объясняется тем, что в 2013-2014 годах на предприятия «Уралвагонзавода» (АО «НПК «УВЗ») стабильно приходилось около половины производства полувагонов в России, а в 2015-2016 годах, наиболее проблемных для вагоностроителей из-за отсутствия спроса и низкой ставки операторов, доминирующее положение в производстве полувагонов перешло к «Объединенной вагонной компании» (ПАО «НПК ОВК»). При этом а в 1-м полугодии 2016 года доля ПАО «НПК ОВК» даже превышала 80% общероссийского производства полувагонов.

По итогам 3 квартала 2017 года значение индекса HHI для рынка полувагонов на 17,6% ниже его медианного значения за период 2010-2013 годов и является наименьшим с 4 квартала 2013 года. Пиковые значения индекса в 1-го полугодии 2016 года более чем в 2 раза превосходят текущее значение, а резкий спад стал наблюдаться с 3 квартала 2016, когда фиксируется резкий подъем ставок операторов. Так, как ранее отмечал ИПЕМ, средняя ставка операторов за услуги предоставления полувагона с начала 2017 года к маю выросла на 57,9% (с 950 рублей до 1 500 рублей в сутки) и не снижается.
Важным событием 2017 года стало изменение структуры рынка производства вагонов. Так, на фоне существенного роста производства грузовых вагонов в целом по России доля ПАО «НПК ОВК» в структуре производства сократилась почти в 2 раза: с 54% (пиковое значение, 2 квартал 2016) до 31% (минимальное значение, 3 квартал 2017 года). Ниже доля компании была только в конце 2014 года, через 2 года после официального открытия завода в Тихвине.

При этом на рынке производства полувагонов доля ПАО «НПК ОВК» сократилась более чем в 2 раза: с 83% (пиковое значение, 2 квартал 2016) до 37% (минимальное значение, 3 квартал 2017). В целом на протяжении всего 2017 года крупнейшие производители полувагонов – ПАО «НПК ОВК» и АО «НПК «УВЗ» — имеют примерно равные доли рынка около 40%. В свою очередь, АО «НПК «УВЗ» начал активно восстанавливать свою долю на рынке производства вагонов со 2-й половины 2016 года: по итогам 3-го квартала доля АО «НПК «УВЗ» в производстве полувагонов в 2,5 раза больше, чем во втором 2 квартале 2016 года, в производстве вагонов в целом – почти в 3 раза больше.

Результаты анализа показывают, что ключевым фактором роста производства грузовых вагонов является рост ставок операторов, при этом, на примере 2012-2013 годов, оплаченный спрос на новые вагоны появляется с запозданием на год. Государственные антикризисные меры поддержки 2015-2016 годов не были использованы всей отраслью, что привело к существенному росту долей некоторых производителей, которые были стабилизированы ростом ставок в течение последнего года. Динамика структуры производства грузовых вагонов в 2017 году свидетельствует о том, что технологических преимуществ сегодня нет ни у одного производителя, и, по оценкам ИПЕМ, в случае сохранения объемов погрузки на железной дороге ставки операторов будут продолжать держаться на текущем уровне, что будет способствовать росту конкуренции между производителями вагонов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь